+7 (812) 755-81-49 +7 (812) 946-37-01 |
|
Главная Проект МЧС 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 Таблица 1
Попытаемся дать некоторые оценки процессам совершенствования газодымозащитной службы. ОРГАНИЗАЦИЯ ГДЗС ИЕЕТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ Материалы «круглых столов» свидетельствуют, что территориальные органы МЧС России стремились максимально улучшить процессы организации газодымозащитной службы в подразделениях, где она ранее не была организована, создания эффективной системы материально-технического обеспечения, добиться более высоких показателей в строительстве и реконструкции объектов газодымозащитной службы. Не так давно на места была направлена аналитическая информация МЧС России о некоторых итогах развития газодымозащитной службы. Основные показатели приведены в таблице 1. Из таблицы видно, что проводимая в течение пяти лет на местах работа позволила несколько улуч- шить показатели по количеству газодымозащитников (+1,6%), баз ГДЗС ( + 13%), теплодымокамер (+65%). В то же время количество огневых полос психологической подготовки сократилось на 23%. Обращаясь к таблице 1, следует иметь в виду, что программа совершенствования газодымозащитной службы связана в первую очередь с реализацией стратегии перехода газодымозащитной службы на новые типы средств индивидуальной защиты органов дыхания. На наш взгляд, здесь наблюдаются довольно хорошие темпы. Если из общего количества СИЗОД (строка 02 таблицы) исключить 7 тыс. кислородных изолирующих противогазов (примерно столько находится в эксплуатации с учетом резерва), то увидим, что по состоянию на 1 января 2008 г. на вооружении подразделений Государственной противопожарной службы находится 36 694 дыхательных аппарата со сжатым воздухом. Из этого следует, что объем дыхательных аппаратов к уровню 2002 г. вырос в 1,76 раза, т.е. на 176%. Иначе говоря, за пять лет темп их прироста составил 76%. Это достаточно высокий показатель. На основе данных строки 01 и 03 графы 3 таблицы можно сделать главный вывод: в целом по стране программное требование Концепции об оснащении газодымозащитной службы дыхательными аппаратами со сжатым воздухом по групповому принципу, из расчета один аппарат на 4-х газодымозащитников, в основном выполнен. По имеющимся неполным данным переведены на дыхательные аппараты со сжатым воздухом подразделения газодымозащитной службы ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, республикам Адыгея, Бурятия, Дагестан, Коми, Хакасия, по Чеченской Республике, Чувашской Республике, Камчатскому, Красноярскому, Пермскому и Ставропольскому краям, Вологодской, Костромской, Ленинградской, Нижегородской, Орловской, Псковской, Саратовской, Томской, Ульяновской и большинству других областей. И только в отдельных территориальных органах МЧС России и государственных учреждениях специальной пожарной охраны ФПС МЧС России продолжают использовать кислородные изолирующие противогазы. Конечно, новые процессы в оснащении современными дыхательными аппаратами по принципу индивидуального закрепления не проходят гладко и не являются однозначными по своим результатам. Если посмотреть на рис. 1, то мы можем увидеть, что в ряде субъектов Российской Федерации индекс наличия дыхательных аппаратов по отношению к общему числу газодымозащитников превышает 50%, что позитивно характеризует их потенциал с точки зрения оснащения газодымозащитной службы дыхательными аппаратами со сжатым воздухом по принципу индивидуального закрепления. 9/2008 ИГОРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В Ханты-Мансийском автономном округе планировалось, например, освоить программу оснащения дыхательными аппаратами и другими средствами на сумму более 80 млн рублей, в Саратовской области - 18 млн рублей, в Красноярском крае - 3,3 млн рублей. связанная с исполнением Федеральной программы по защите объектов метрополитена, - это приобретение на первом этапе для противопожарной службы 220 дыхательных аппаратов с 2-часовым временем защитного действия. Рис. 1. Доля дыхательных аппаратов со сжатым воздухом по отношению к общему числу гаэодымозащитников
В г. Москве на вооружение поставлены 435 кислородно-изолирующих противогазов фирмы DRAGER PSS BG4 с временем защитного действия 4 часа, что соответствует целям Концепции. Как оказалось, задача обеспечения В Еврейской автономной области все подразделения газодымозащитной службы оснащены дыхательными аппаратами по принципу индивидуального закрепления; в Вологодской по такому же принципу осуществлено Рис. 2. Доля дыхательных аппаратов со сжатым воздухом по отношению к общему числу гаэодымозащитников
специальных подразделений дыхательными аппаратами такого класса (по времени защитного действия) в целом по стране является непростой. В Приморском крае за период 2003-2007 гг. приобретено 622 дыхательных аппарата со сжатым воздухом. В Нижегородской области за этот же период приобретено более 950 аппаратов, активно реализуется крайне важная задача, Щ П°да°Е 9/2008 в спецчасти № 9, а в большинстве подразделений - один аппарат за двумя газодымозащитни-ками (по принципу 1-3, 2-4 караулы); в Псковской области - по групповому принципу из расчета один аппарат на два человека. Две пожарные части в Ульяновской области и три специализированные части в Ростовской области переведены на использование дыхательных аппаратов по принципу индивидуального закрепления. В то же время на рис. 2 можно увидеть, что в некоторых территориальных органах МЧС России индекс наличия дыхательных аппаратов по отношению к общему числу газодымозащитников существенно не возрастает. В данном случае можно предположить, что в этих субъектах возможности перехода к 2010 г. на оснащение дыхательными аппаратами по индивидуальному принципу выглядят менее убедительно. Конечно, мы понимаем, что здесь есть немало объективных причин. К этому следует добавить, что во многих субъектах Российской Федерации потребность в средствах защиты органов дыхания остается очень высокой. Например, в Пермском крае потребность в 2007 г. составляла 1810 дыхательных аппаратов, Чувашской Республике - 1160, Томской области - 1115, Саратовской области - 975, Ставропольском крае - 781, Калининградской области - 300, Республике Хакас-сия - 293. В Республике Северная Осетия - Алания на 557 газодымозащитников приходилось всего 90 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом. Практически очень важен вопрос о снятии с эксплуатации кислородных изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов старой модификации, не имеющих сертификата пожарной безопасности и выработавших свой эксплуатационный ресурс. Такое решение мы находим в приказе МЧС России от 22.08.2006 г. № 478 «О дополнительных мерах по совершенствованию организации пожаротушения и деятельности ГДЗС МЧС России». В связи с этим встает вопрос: а смогут ли эксплуатирующие органы управления, учреждения и подразделения выполнить требование приказа в безусловном порядке? Думаем, что нет. По оценкам специалистов, путь этот является достаточно ИССЛЕДОВАНИЯ длинным и не лишенным препятствий. В порядке справки отметим, что по состоянию на 1 января 2008 г. за личным составом ГПС МЧС России закреплено для использования 3303 кислородных изолирующих противогаза, АСВ2 - 1694 ед., АИР317 - 1363 (это без учета резерва и неисправных). Успеха в преодолении таких явлений на этапе достижения поставленных целей территориальные органы МЧС России, несомненно, добьются, если будет, - по мнению участников «круглых столов», - благоприятное финансовое обеспечение и соответствующие централизованные поставки довольствующими органами МЧС России. Руководители государственных учреждений специальной пожарной охраны ФПС МЧС России при обсуждении проблем газодымозащитной службы отмечали, что для подразделений, обеспечивающих пожарную безопасность сложных в оперативно-тактическом отношений объектов, в т.ч. выпускающих плавательные аппараты, ключевым условием совершенствования ГДЗС является приобретение и постановка на вооружение современных дыхательных аппаратов с более длительным временем защитного действия и с конструкцией, позволяющей эффективно работать в ограниченном пространстве, например, плавательного аппарата. По их мнению, совместно с администрацией объектов многое делается для решения поставленных в Концепции задач, но также есть и немало проблем, которые, на наш взгляд, мало чем отличаются от излагаемых в данной статье. Огромная значимость совершенствования газодымозащитной службы обусловлена активно проводимой работой по организации этой службы в подразделениях, в которых раньше ее не было. Это сложный многоплановый процесс, который охватыва- ет все стороны организационной, кадровой, технической деятельности территориальных органов МЧС России. Он характеризуется, в первую очередь, высокой потребностью в повышении тактических возможностей подразделений пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в зоне с непригодной для дыхания средой. На обстоятельства низкого уровня комплектности расчетов пожарных автомобилей, а следовательно и звеньев ГДЗС, обратили внимание начальники служб пожаротушения, обучавшиеся в системе повышения квалификации в мае 2008 г. По вполне понятным причинам это негативно отражается не только на организации тушения пожаров, но и на практике формирования постов безопасности и резервных звеньев ГДЗС. Это реальная и актуальная задача, которую надо решать независимо от перспектив реализации Концепции. Не случайно сегодня активно высказываются суждения о создании звеньев ГДЗС в составе двух газодымозащитников против нормы в три человека, выставлять постового на посту безопасности не на одно звено, как это принято, а на два-три звена. Малочисленные подразделения - это один из главных факторов, не способствующий стопроцентному показателю в создании идеальной модели газодымозащитной службы. Следует обратить внимание на высокий показатель в ГУ МЧС России по Владимирской области, по их данным, газодымозащитная служба организована во всех гарнизонах пожарной охраны области («Пожарное дело», № 4, 2008. С.18). Серьезные задачи по развитию газодымозащитной службы намечены в Республике Адыгея («Пожарное дело», № 6, 2008) и в Новосибирской области («Спасатель», № 17, 07.07.2008). В Красноярском крае вновь организована газодымозащитная служба в 11 районах, а к 2010 г. планируется организовать еще в 16 подразделениях Государственной противопожарной службы. В Кемеровской области за период 2003-2007 гг. число газодымозащитников выросло на 704 человека, дополнительно организована газодымозащитная служба в шести подразделениях. В планах ГУ МЧС России по Смоленской области стояла задача создать газодымозащитную службу в 17 местных гарнизонах пожарной охраны, Ярославской области - в 11, Орловской области - в 5, Томской области в течение 2007-2008 годов в 8 районных подразделениях. Представитель ГУ МЧС России по Калининградской области в рамках «круглого стола» (2007 г.) высказал заинтересованность в создании подразделения газодымозащитной службы со специализацией для тушения пожаров на судах морского флота и в высотных зданиях. В Москве, например, уже принято решение о создании пожарно-спа-сательного отряда по тушению пожаров в высотных зданиях, создан и функционирует пожарно-спасательный отряд по тушению пожаров в подземных сооружениях и тоннелях. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что на местах сложились качественно новые благоприятные социальные и экономические условия для поступательного развития структуры газодымозащитной службы. Они не лишены недостатков и трудностей, но вместе с тем это - уникальная по своим масштабам работа*. В. ГРАЧЕВ, начальник кафедры пожарно-строевой и газодымозащитной подготовки Академии ГПС МЧС России Ю. ПАНКОВ, профессор Окончание статьи см. в следующем номере журнала. 9/2008 Поад°Е |
© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование Поддержка сайта: rcsz-tcc.ru@r01-service.ru +7(495)795-01-39, номер 607919 |