+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Экспертный совет МЧС 

0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8

СКЛАДЫВАЮЩАЯСЯ ОБСТАНОВКА ТРЕБУЕТ БЫСТРЕЕ РЕША ТЬ ПРОБЛЕМЫ СЛУЖБЫ ДОЗНАНИЯ

Товершенствование

деятельности

,.liufl 14 ПРП(Н ИвЫ

Для того чтобы представить объем работы по расследованию пожаров, проводимой в Москве, достаточно назвать одну цифру. Только за 9 месяцев 2007 года в столице проведено более 2000 проверок, связанных с пожарами. Для решения этой задачи привлекались 107 штатных дознавателей из структуры органов ГПН.

В целом, оценивая результаты работы службы дознания, можно отметить ее положительную динамику. Этому во многом способствовало принятие коллегией МЧС России приоритетных направлений развития органов ГПН на период 2006-2008 годов, одним из которых определено совершенствование инфраструктуры госпожнадзора и повышение материально-технического уровня его оснащения.

В Москве, начиная с 2005 года, из средств федерального бюджета получено 13 единиц оперативно-служебных автомобилей, более 140 комплектов компьютерной техники и расходные материалы. За счет городской программы «Пожарная безопасность» дознаватели обеспечены оперативно-следственным инструментом, фотовидеотехникой и другим спецоборудованием. За последний год судебно-экспертным центром было освоено 16 млн. рублей на совершенствование исследовательской и испытательной базы. Для повышения квалификации дознаватели направлялись в различные учебные заведения МЧС, проведена их аттестация и подготовка на сборах.

Однако существует ряд проблемных вопросов, решение которых и будет определять вектор развития службы дознания на ближайшую перспективу.

Очевидно, первым стоит вопрос о профессиональной подготовке дознавателей. Сотрудники в основном готовились в учебных заведениях МЧС пожарно-техническо-го профиля. Объем правовых знаний, полученных ими в рамках учебных программ, дал лишь самые общие понятия. Углубленного изучения уголовного и уголовно-процессуального законодательства с ними не проводилось, а в период обучения практические стажировки в должности дознавателей не были предусмотрены.

Между тем впервые за всю историю своего существования госпожнадзор отнесен к самостоятельным органам предварительного расследования. Его роль, а следовательно, и ответственность намного возросли в раскрытии преступлений, связанных с пожарами. Уровень подготовки кадров здесь действительно решает всё. А решение кадровой проблемы, думается, надо искать в организации специальных групп в Академии ГПС, где курсанты изначально, с первого курса, будут целевым порядком готовиться для направления в службу дознания.

Кроме того, важно четко сформулировать квалификационные требования к дознавателям. На наш взгляд, для такого сотрудника совершенно необходимо наличие специального пожарно-технического образования или юридического. А еще лучше - обоих. Необходим также опыт работы не менее двух лет в должности инспектора или инженера ГПН.

Второй вопрос - недостаток штатной численности. Анализ служебной нагрузки наших дознавателей показывает, что на каждого из них приходится 260 проверочных материалов за год. В то же время норматив составляет всего лишь 165 материалов. При такой разнице говорить о качественном расследовании не приходится. По Моек-

дознания и п развит» экспе


С. Аникеев выступает перед руководителями территориальных подразделений ГПН МЧС России

ве минимально необходимая дополнительная численность дознавателей - 70 человек. И получить ее вполне реально, если учесть, что правительством страны численность органов ГПН установлена в 21 тыс. единиц, а на сегодня эта цифра далеко не исчерпана.

Третье - совершенствование нормативной правовой базы. Сегодня дознаватель ГПН должен работать наравне с милицейским следователем, но правового обеспечения расследования он, к сожалению, не имеет. Дознаватель не наделен полномочиями по применению мер принуждения, необходимых для производства следственных действий. В действующем законодательстве за органами дознания не закреплены также права по проверке документов у участников следственного процесса, по пресечению сопротивления действиям дознавателей, задержанию и доставке подозреваемого. Дознаватель не может беспрепятственно входить в жилые помещения граждан при наличии оснований полагать, что там совершено или совершается преступление. Есть и другие нерешенные вопросы в правовом обеспечении.

Оперативно-розыскное обеспечение взаимодействия органов прокураторы и милиции отработано многолетней практикой. А вот там, где с розыскным аппаратом милиции требуется совместная работа дознавателей ГПН, система еще не выстроена. Или взять такой аспект, как защита дознавателей от преступных посягательств. Ведь подразделения физической защиты у нас не существует.

Выход здесь может быть только один - внесение соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон «О пожарной безопасности». Одновременно потребуется разработка совместных с МВД России нормативных актов, регулирующих исполнение поручений дознавателей ГПН оперативно-розыскными службами органов внутренних дел, порядок пользования необходимой доку-

П°Ж#°Е Ю/2007



ментацией, имеющейся в милиции, взаимодействие при осмотре мест происшествия, дактилоскопию в ОВД лиц, привлекаемых к уголовной ответственности органами ГПН. Необходимы и новые нормативные акты по обеспечению дознания, издаваемые на уровне МЧС России.

Важной проблемой является дальнейшее укрепление материально-технической базы службы дознания. С созданием новых подразделений возникает необходимость обеспечения их автотранспортом, средствами связи, мобильной оргтехникой, боевой одеждой и снаряжением. Эти проблемы частично решаются в рамках среднесрочной целевой программы, но этого недостаточно.

Наиболее сложной задачей здесь представляется необходимость выделения служебных помещений для круглосуточного несения службы дознавателями, атакже проведения допросов, опознаний, хранения вещественных доказательств и материалов уголовных дел. Такие помещения обязательно должны быть предусмотрены во вновь проектируемых и строящихся зданиях пожарных депо. Отраслевая схема их размещения уже утверждена правительством Москвы.

Все вышеназванные вопросы требуют решения, учитывая последние изменения в уголовно-процессуальном законодательстве. В этом году федеральными законами № 87 и № 90 существенно расширены полномочия дознавателей в части возбуждения уголовных дел не в отношении конкретного виновного лица, как это было раньше, а по факту преступления. При этом согласие прокурора для возбуждения уголовного дела более не требуется.


После таких последствий пожара не просто узнать, отчего он произошел

Сроки дознания увеличены до полугода, а в исключительных случаях - до года, что практически исключает возможность передавать дела для дальнейшего расследования в органы милиции по истечении сроков дознания. Таким образом, в большинстве случаев органы ГПН будут вести расследование дел по пожарам до суда.

Кроме того, в УПК появилось совершенно новое понятие - руководитель подразделения дознания с соответствующим правовым статусом, полномочиями и обязанностями.


Как установить причину пожара в автомобиле?

Судебно-экспертный центр ФПС по Москве был создан на базе испытательной пожарной лаборатории. Сегодня штат подразделения составляет 27 единиц офицерского состава, что на 10 единиц больше, чем было в ИПЛ. Центр укомплектован специалистами полностью.

Следует подчеркнуть, что при реорганизации удалось сохранить коллектив лаборатории и дополнительно привлечь специалистов - как наиболее подготовленных сотрудников из других подразделений ФПС, так и из различных отраслей экономики.

Для нужд центра по городской программе приобретен комплекс современного оборудования. Сейчас ведется его монтаж и наладка в новых помещениях. Часть оборудования уже функционирует.

За истекшее полугодие сотрудники СЭЦ аттестованы на право самостоятельного производства судебных экспертиз. Обновление исследовательской и экспериментальных баз способствовало активизации научной деятельности центра. Так, завершена большая работа по изданию книги «Пожар в автомобиле: как установить причину?». Налажена периодическая публикация научных трудов и работ по проблемам проведения судебных экспертиз и обмену опытом в сборниках научно-практических конференций и в различных изданиях МЧС и МВД России.

Надо отметить, что научно-исследовательская работа проводится в тесном сотрудничестве с подразделениями экспертно-криминалистических центров МВД, Центром судебных экспертиз при Минюсте, учеными и специалистами Академии ГПС, ВНИИПО МЧС России и другими научными учреждениями города.

Одним словом, СЭЦ ФПС по Москве плодотворно работает, у его коллектива большие перспективы. Однако те проблемы, о которых шла речь выше, сказываются и на его деятельности. Без скорейшего решения этих проблем дальнейшее совершенствование службы дознания невозможно. При этом надо учитывать, что потенциал службы, несомненно, будет востребован и в создаваемой системе единых надзорных органов МЧС России.

С. АНИКЕЕВ,

заместитель начальника ГУ МЧС России по г. Москве, главный государственный инспектор по пожарному надзору г. Москвы



ДОКОПАТЬСЯ ДО истины...

Вспоминая лабораторные занятия на уроках вшколе, каждый из нас назовет, наверное, не больше двух-трех терминов: спиртовая горелка, лакмусовая бумажка, штатив - вот, пожалуй, и все. А лабораторию, занимающуюся проблемами пожаров, вы представляете? О том, как работает Государственное учреждение «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Нижегородской области», рассказывает ее начальник Олег Викторович ЗЮБИН:

- Начиналась лаборатория в 1961 году с пожарно-испытатель-ной станции в одной из пожарных частей Дзержинска. Развитие химической промышленности потребовало оценки пожарной опасности различных производств. Специалисты поняли: совершенствова-

Заместитель начальника ИПЛ Сергей Мо-лявин проводит испытание кабеля на нераспространение горения

ние системы пожарной безопасности неотделимо от исследований. Пожары моделировались и тушились, параметры регистрировались. Определялась огнестойкость конструкций, зданий, сооружений, оценивался пенообразователь, закладывались основы методов тушения. На нашей базе работали специалисты из других регионов страны.

К сожалению, 90-е годы многое изменили не в лучшую сторону.

Штат сократился с 18 до 7 человек, многие наработки остались на бумаге. Но сегодня мы вновь развиваемся. С 1 апреля 2006 года испытательная пожарная лаборатория реорганизована в судебно-экспертное учреждение, мы зарегистрированы как юридическое лицо, имеем счета в банке, можем самостоятельно распоряжаться средствами. Нашей лаборатории, единственной в Приволжско-Уральс-ком региональном центре (ПУРЦ), присвоен первый разряд (всего в России таких учреждений 8). И штат сейчас уже 30 человек, и оснащение отвечает требованиям времени. Вырос и перечень задач: помимо экспертной и испытательной работы на нас возложены дополнительные функции по обучению сотрудников всех лабораторий ПУРЦ. Для этого в дополнение к двум существующим секторам - судебных экспертиз и исследовательских и испытательных работ - создан третий - по аттестации экспертов.

- Как вы подбираете кадры?

- Коллектив у нас в основной массе молодой, но отбор кандидатов жесткий. Нужны базовые, профессиональные знания, опыт, но самое главное - желание работать именно здесь. Поэтому, наверное, и собрались в лаборатории люди разноплановые: и технари, и гуманитарии. Специалистов ИПЛ не готовят учебные заведения системы МЧС. Растить кадры приходится самим, а на это уходят годы. Человек должен попробовать себя везде, определиться с выбором.

Наши специалисты должны разбираться в вопросах пожаротушения, профилактики, юридических, уметь грамотно оформить документы. Работа разъездная: на объекты, на пожары, и не только с приборами, но и с людьми. Большая роль отводится самообразованию - бывают случаи, когда в поисках ответа перекапываешь горы литературы.

- Олег Викторович, испытательная пожарная лаборатория, если образно говорить, одна из шестеренок в мощном механизме под названием государственный пожарный надзор...

- Процентов 80 всей нашей работы напрямую связано с ГПН, мы - техническая составляющая, раз исследуем то, что горит, На это работают и экспертиза пожаров, и исследования вещественных доказательств, и испытания веществ и материалов, и проверка работоспособности систем противопожарной защиты объектов. Последняя, кстати, по объему, стоимости, времени затрат составляет примерно половину всей нашей работы.

В последние годы все мы наблюдаем строительный бум. Жилые дома, офисные здания, торговые центры растут, как грибы после дождя. Большинство из них -высотки, только жилых высоток в Нижнем Новгороде уже 206. Повышенная пожарная опасность в них предполагает наличие комплекса систем противопожарной защиты, которые взаимосвязаны

u°ms°E

10/2007



0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919