+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Пожарное вооружение 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

(Y до 0,2 м/с) с содержанием газов и значительной упругостью насыщенных паров (t до 250°С) как чистых, так и загрязненных, химически активных и др.; 7) самовсасываемость и отсутствие вакуумных систем.

К числу недостатков ротационных насосов относятся: сложность изготовления рабочих органов, большие трудности в устройстве подшипников из-за больших давлений, наличие осевых сил у винтовых и косозубых шестеренных насосов, иеприснособленность для регулирования подачи без специальных устройств, значительный износ роторов и корпуса и др.

В пожарном деле ротационные насосы применяются: в качестве важуум-анпаратов на пожарных .машинах и мотопомпах (шиберные и в меньшей степени водоколь-цевые), для нодачн воды на пожар (НШН-600, НРС-20, НКФ-54), циркуляции масла в системе смазки двигателя автомобиля, работы гидравлического привода автолестниц (масляные насосы, гидромоторы), ограничения скорости сдвигания колен лестниц (гидротормозы) и т. д.

§ 40. КОНСТРУКЦИИ РОТАЦИОННЫХ НАСОСОВ

Вакуум-аппарат мотопомпы М-600А. Аппарат предназначен для создания разре.жеьия и предварительного заполнения всасывающей линии и центробежного насоса водой из водоисточника. Он представляет собой ши-берно-роликовый насос и имеет следующее устройство (рис. 56).

Корпус ва,куум-апларата 3 отлит из чугуна, имеет внутреннюю полость с выкидным отверстием, прилив с коническим посадочным отверстием и специальным каналом, фланец и платики. К корпусу с помощью винтов 9 через прокладку 7 крепится крышка 8. Внутри корпуса эксцентрично установлен ротор 6, в пазах которого свободно вставлены ролики 4. Ротор вращается на двух бронзовых подшипниках скольжения, смазка которых осуществляется двумя колпачковыми масленками 5. На хвостовике ротора закреплено фрикционное колесо 13 с помощью шпонки 14. шайб 12 и шплинта 10. Корпус вакуум-аппарата устанавливается на конической пустотелой пробке-оси 2, имеющей фланец для крепления к центробежному насосу и ряд соединительных отверстий. Поворот корпуса на пробке-оси производится рукояткой 16 с шаром 15, а плотность посадки - с помощью пру-

Рис. 56. Вакуум-annapal-мотопомпы М-600А

Рис. 57. Привод и установка насоса НШН-600

1 - насос; 2 - храповик; 3 -. вал привода; (( - соединительная муфта; 5 - пружинный фиксатор; 6 - кронштейн; 7 - регулировочный болт; S - шайба крепления храповика; 9 - косынка; УО -угольник; II - планка; У2 -крепежный болт; 13 - пусковая рукоятка




жины 19, специальных шайб 18 и гайки 17. Для предохранения вакуум-аппарата от засорения в отверстие пробки-оси вставлена сетка /.

При нерабочем положении фрикционное колесо находится в свободно1М состоянии, а соединительные отверстия пробки-оси не совпадают со снециальны.м каналом корпуса вакуум-аппарата. Для включения вакуум-аппарата следует повернуть корпус за рукоятку до входа



фрикционного колеса в зацепление с канавкой маховика двигателя. При этом ротор начнет вращаться, совпадут отверстия пробкн-оси и канал корпуса, внутре1Нняя полость центробежного насоса соединится со всасывающей полостью ва.куу.м-анпарага. При работе вакуум-аппарат отсасывает воздух из насоса и всасывающей магистрали и заполняет насос водой. Сигналом о заполнении насоса водой служит появление струи из выкидного отверстия корпуса. Для выключения вакуум-аппарата необходимо рукоятку повернуть в исходное положение.

Время всасывания воды вакуум-аппарато.м при геометрической высоте всасывания б м составляет не более 50 с.

Навесной шестеренный насос НШН-600. Насос предназначен для забора воды нз открытых водоисточников и подачи ее как для тушения пожаров, так и для хозяйственных целей в сельской местности. Его можно навешн-вать на передний бампер шасси авто.мобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ЗИЛ-164 и приводить в действие от переднего конца коленчатого вала двигателей.

Насос НШН-600 является самовсасывающим насосом объемного типа п имеет следующее устройство.

Корпус насоса отлит из чугуна, имеет две внутренние цилиндр и ческ не расточки, всасывающий и напорный патрубки с соединительным каналом, основание с лапами и отверстиями, систему приливов с резьбовы.ми отверстиями. В цилиндрических расточках корпуса размещаются стальные шестерни с одинаковым числом зубьев эвольвонтиого профиля. Шестерни крепятся па ведущем и ведомо.м валах, опорами которых являются шарикоподшипники. Для прочности и износостойкости шестерни и валы подвергают термообработке.

Соединительный канал всасывающего и напорного патрубков запирается предохранительным клапаном, состоящи.м из стального корпуса, бронзового клапана, стальной пружины, колпачка, регулировочного болта с контргайкой и алюминиевого колпака клапана. В верхней части корпуса насоса имеются два резьбовых отверстия, закрытых заглушками, одно из которых сообщается напорной полостью насоса и в него .может быть ввернут манометр, другое - со всасывающей полостью, и его можно использовать для установки .мановакуум-метра или заливки водой всасывающей линии и полости насоса.

Корпус пасоса с обеих сторон закрывается крышками, имеющими гнезда для шарикоподшипников и армированных резиновых сальников. Сальники предохраняют подшипники от попадания ?. них воды из корпуса насоса. Гнезда подшипников прикрыты крышками, из которых верхние глухие, а нижние имеют отверстия для выхода концов вала, унлотне.ч:1ых войлочными кольцами. Смаэка подшипников осуществляется через две пресс-масленки, установленные на крыижах насоса. Соединение корпуса насоса с крышками беспрокладочное, гер.метичность обеспечивается затяжкой гаек и шпилек. Малый зазор между торцами шестерен и крышкой корпуса, выполняемый в пределах 0,08-0,18 мм, даст воз.можность получить достаточно высокий вакуум для подсоса воды. На водуще.м валу с по.мощью конического штифта крепится зубчатая муфта для заводки двигателя через вал насоса.

Принцип действия шестеренных насосов приведен в § 48. При заломе рукавной линии или при перекрытии крана у ствола предохранительный клапан открывается и обеспечивает перетекание воды из напорной полости насоса во всасывающую.

В комплект насоса входят; привод насоса, навесное Приспособление, заводская рукоятка, два всасываюпшх рукава диаметром 75 мм, сетка всасывающая СВ-80, два напорных льнгяных рукава диаметром 66 мм и три- диаметром 51 мм, разветвление трехходовое РТ-70, .стволы ручные РС-70 и РС-50.

Конструкция привода и навесного приспособления представлена на рис. 57.

Передача крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущему валу насоса осуществляется через специальный храповик, промежуточный вал привода и соеди1гитель1ную .муфту. Специальный храповик ввертывается вместо серийного и фиксируется шайбой с винтами.

Навесное приспособление имеет косынку из листовой стали с четырьмя отверстия.ми, кроггщтейн из алюминиевого сплава с отверстиями п двумя пружинными фиксаторами, три крепежных болта и один регулировочный (центральный) болт. Косынка приваривается к переднему бамперу шасси автомобиля и Окрашивается в красный цвет. Крогшгтейн крепится к косынке болтами; соосность )1 отсутствие биения обеспечиваются регулиро-



вочным болтом, а в отдельных случаях и припиловкой бобышек кронштейна. Насос в сборе е приводом своими лапами вставляется в пазы кронштейна и фиксируется двумя фиксаторами в рабочем или нерабочем ноложе-ния.ч.

Насос навесной роторный самовсасывающий

НРС-20. Навесной насос устанавливается в передне.м бампере шасси автомобилей ЗИЛ-130. Конструктивное устройство насоса заключается в следующем.

Качающий узел состоит из двух роторов ведущего и ведомого. В каждом роторе имеются две стальные ко-созубые шестерни, образующее шеврон. Шестерни собраны на шлицах ведущего и ведомого валов и закреплены специальными гайками. Роторы размещаются в цилиндрических расточках корпуса, выполненного из алюминиевого сплава. Опорами валов являются роликовые подшипники, которые с помощью гаек и шайб монтируются в чугунных стаканах. Для предохранения подшипников от попадания в них воды из корпуса насоса служат резиновые кольца, а также ар.мярованные резиновые манжеты.

Корпус насоса с обеих сторон закрыт крышками, выполненными из алюминиевого сплава. В крышках имеются отверстия для шпилек и регулировочных болтов, обеспечивающих регулирование зазоров между торцами роторов и стаканов по мере их износа. Ведущий вал на одном конце имеет внутренние шлицы для соединения с валом привода, а на другом конце - храповик для поворачивания коленчатого вала с помощью заводной ручки. В крышках насоса установлены манжеты для обеспечения герметичности насоса при засасывании воды.

В средней части корпуса насоса расположены всасывающий и напорный патрубки с резьбой. С помощью внутренней рсзбы напорного патрубка через цапковую соединительную головку присоединяется одна магистральная линия с условным проходом 80 мм. На наружной же резьбе крепится разветвление для подачи двух выкидных линий насоса с услсвным проходом каждой 65 мм. Всасывающий и напорный патрубки насоса соединены между собой каналом, на котором установлен предохранительный клапан. Узел предохранительного клапана состоит из чугунной втулки, стального клапана, пружины, втуЛКИ, крышки унлотнитсльиых резиновых

колец, поршня, регулировочного болта, контргайки и колпака.

В верхней части корпуса насоса имеется резьбовое отверстие, которое сообщается со всасывающей полостью насоса. В него ввертывается вакуумный клапан, состоящий из корпуса, клапана, муфты, уплотнительных колец, стопорного кольца, прокладок и пробки. К вакуум-клапану вместо пробки присоединяется жесткий шланг диа.метро.м не менее 28 мм, через который подсасывается пенообразователь из отдельной емкости. При подаче пенообразователя муфту вакуум-клапана необходимо отвернуть и установить на деление требуемого расхода. При этом насос обеспечивает подачу воздушно-меха1шческой пены. Вместо пробки можно также присоединить вакуумметр для проверки вакуума, развиваемого насосо.м.

В верхней части корпуса насоса имеются также два резьбовых отверстия, в которые ввернуты заглушка и полый ви1!Т. Первое отверстие сообщается с напорной линией и служит для контроля давления пружинным манометром. Второе отверстие служит для стравливания воздуха и де.монтажа вакуум-клапана. Для стравливания воздуха из насоса необходи.мо полый болт отвернуть иа два-три оборота. Отверстия болта на корпусе насоса уплотняют паронитовой прокладкой.

Подшипники насоса смазывают консистентной омаз-кой через пресс-масленки, расположенные в средней части крышек. Через пресс-маслеику, расположенную на корпусе насоса, подается смазка во внутреннюю полость корпуса насоса для смазки зубьев шестерен, что обеспечивает лучшее создание вакуума во всасывающей полости насоса. Заглушки служат для удержания смазки, заливаемой в корпус насоса после окончания его работы и при консервации.

Комплект деталей привода состоит из вала привода, храповика, двух предохранительных стопоров, хвостовика с установочным кольцом, гайкой и пальцами. Стопоры рассчитаны на передачу крутящего момента до 200 Н-м. При возникновении крутящего момента более указанной величины предохранительные стопоры срезаются.

Комплект деталей навесного приспособления состоит из косьигки с тремя отверстиями, кронштейна с двумя пружинными фиксаторами и деталей крепления. Косынка приваривается к переднему бамперу автомобиля,



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919