+7 (812) 755-81-49 +7 (812) 946-37-01 |
|
Главная Пожарное вооружение 0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 карбидов хрома, вольфрама, молибдена и ванадия, которые повышают твердость и хрупкость стали, по вместе с тем улучшают режущие свойства, а также стойкость стали при нагревапип инструмента в процессе работы. Режущий инструмент, предназначенный для работы в условиях больших скоростей резания, делают из сталей с особо высоким содержанием легирующих элементов (вольфрама, хрома, ванадия). Быстрорежущие стали способны сохранять твердость и режущую способпость при нагревании до 600°С. Специальные легированные стали отличаются высоким содержанием легирующих элементов и обладают особыми физико-химическими и эксплуатационными свойства.ми. Нержавеющие стали не окисляются на воздухе, пе разъедаются кислотами и растворами солей. Антикоррозионные свойства нержавеющих сталей объясняются влиянием хрома и никеля, а также улучшением структуры стали и ее свойств при термической обработке. Нержавеющая хромопикелевая сталь с 9% никеля хорошо противостоит кавитапионной эросии и применяется для изгоовления деталей насосов. В настояп1ее время разработана новая марка аустенитной хромомар-ганцовистой стали, кавитапнопная стойкость которой в 3-5 раз болыне, чем у хромонпкелевой стали. Из нержавеющей стали в пожарной технике изготовляют выпускной клапан ускорительного нагоса карбюратора К-22И, корпусы углекислотпо-бромзтиловых огнетушителей, пснобак автоцистерны АЦ-30(130). Жаропрочные стали обладают способностью го.хра-нять высокие механические свойства при поздействи!! высоких температур. Жаропрочность в сталях обеспечивается комплексным влиянием хрома, кремния и никеля. В двигате.Ю ЗМЗ-451 из жароупорной хромистой стали 4Х9С2 изготовлены впускные, а из жароупорной стали ЭП-303 - выпускные клапаны. Таким образом, в ма[пиностроении и пожарной технике применяют большое количество сталей, обладающих разнообразными свойствами. При выборе марки стали для изготовления конкретных деталей необходимо исходить из предъявляемых к ним требований, которые определяются условиями эксплуатации деталей и технологией изготовления или ремонта. § 3. ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ И СПЛАВЫ Цветные металлы находят широкое применение в технике, поскольку обладают важными свойствами, которые дают им некоторые преимущества по сравнению с черными металлами. Цветные металлы отличаются высокой пластичностью, электропроводностью и теплопроводностью, имеют хорошие антифрикционные качества и антикоррозионные свойства. Наиболее часто применяются в технике медь, алюминий, цинк, олово, свинец, никель, хром, а также сплавы цветных металлов: медные, алю.миниевые, магнитные и антифрикционные. Медь-мягкий и пластичный металл розово-красного цвета. Температура плавления 1083°С. Медь отличается плохими литейными свойствами, так как при нагревании растворяет в себе газы и делается пористой. Во влажном воздухе медь покрывается зеленым налетом углекислых солей. Чистую медь используют в качестве проводников в электроприборах, в приборах связи. Благодаря высокой коррозионной стойкости красную медь применяют при изготовлении предохранительных мембран углекислотных и пенных огнетушителей. Из красномедных трубок изготовлены газопровод и маслопровод зарядной угле-кислотной станции ЗС. Прокладки из меди сделаны в механизме подачи кислорода противогаза КИП-7. Из меди изготовлены детали (розетка, верхний и нижний рычаги, ромбик и колпачок) спринклерной головки 2-СП. Ниже описаны медные сплавы: бронзы, латуни. Бронзы бывают оловянистые, алюминиевые, марганцовистые. Свое название тот или иной сплав получил от основного элемента, который сплавляется с медью. Оловянистые бронзы из-за дефицитности олова применяются редко. Наибольшее распространение в промышленности получили безоловянистые бронзы. Бронза используется в деталях машин, которые получают в основном путем литья в формы. Марка Бр обозначает «бронза», следующие буквы указывают на основные элементы, содержащиеся в сплаве. Примерный состав наиболее распространенных бронз приведен в табл. 1. примерный состав бронз та б л и Ц А V
Из алюминиево-железистой бронзы марки Бр.АЖ-9-4, имеющей высокую поверхностную твердость, оло-вянно-цинковой Бр. ОЦ-10 или Бр. ОЦС-4-4-2,5 изготовляют втулки поршневых головок шатунов автомобильных двигателей. Эти бронзы износостойки и имеют высокую сопротивляемость «усталостным» разрушениям. Из оловянистой бронзы изготовлены втулки поршневой головки шатуна и ступицы коромысла двигателя ЗМЗ-451 пожарных мотопомп МП-1400 и МП-1600. Фосфористая бронзовая лента используется при изготовлении разрывных предохранительных мембран маслоотделителей зарядной станции ЗСМ. Высокими качествами обладает бериллиевая бронза- сплав бериллия с медью. Пружины из бериллиевой бронзы эксплуатируются намного дольше, чем пружины, изготовленные из других материалов. Повышенной прочностью отличаются седла клапанов насосов, детали телефонных аппаратов, сделанные из бериллиевой бронзы. Из нее изготовляют молотки и другой не выбивающий искру инструмент для ремонта пожароопасных агрегатов. Бронзы широко применяются в пожарной технике. Так, из бронзы марки Бр. ОФ-10-1 изготовляют скользящие подшипники центробежных насосов ПН-20, из бронзы Бр. ОЦС-5-5-5 - скользящий подшипник насоса ПН-30. Бронза применяется и как антикоррозионный материал. Из бронзы марки Бр.ОФ изготовляют предохранительные мембраны углекислотных огнетушителей. Рабочее колесо насоса ПН-20Л на пожарных автомобилях ЛЦ устаревших моделей сделано из бронзы Бр. 0;ЦСН-3-7-5-1. Бронза применяется при изготовлении корпуса, штуцера и стре."иечка спринклерного оросителя типа СВ, спринклерной головки 2-СП и дренчерной головки, седел клапанов компрессора зарядной станции ЗС. Латуни представляют собой сплавы меди с цинком, в которых могут присутствовать также свинец, олово и другие элементы. Характерным свойством латуней является их высокая стойкость против действия пресной и морской воды и пара. Латуни поддаются ковке, прессованию, штамповке и протяжке в холодном и горячем состоянии. В технике применяются латуни с содержанием 10- 42% цинка. Латуни, содержащие до 22% цинка, называются томпаком. Латуни с низким содержанием цинка отличаются большой мягкостью и вязкостью, плохо обрабатываются резцом. При большом содержании цинка (до 42%) увеличивается предел прочности латуни и улучшается обрабатываемость ее резанием. Присадка в латунь свинца улучшает обрабатываемость, а добавка никеля и марганца увеличивает сопротивление коррозии. Латуни маркируют буквой Л, за которой следуют цифры, показывающие среднее содержание меди в процентах. Если в латунь введен другой элемент, кроме меди и цинка, то в марку входят буква, обозначаюн1,ая название элемента, и цифры, показывающие среднее его содержание (табл. 2). т А Б л и ц~л>-г
Из латуни изготовляют сетки фильтров механизма подачи кислорода изолирующего противогаза КИП-7. В автолестнице АЛГ-18 латунные кольца обеспечивают питание электрическим током автоматики и башенного механизма. Латунь служит материалом для изготовления пластин замка спринклерного оросителя СВ и дефлектора дрен- черной головки ДЛ. Латунь ЛМ-70 не подвергается действию морской воды и применяется при изготоплепии отдельных деталей морских пожарных кораблей. Алюминий - мягкий и пластичный металл белого цвета со слабо-голубоватым оттенком. Получается извлечением из бокситов путем электролиза. Температура плавления 658°С. Алюминий отличается хорошей теплопроводностью и электропроводностью, легко протягивается, прокатывается и шта.мпуется в горячем и холодном состоянии. В присутствии влаги алюминий покрывается тонкой серой пленкой окиси, которая за1циш.ает его от дальнейшего окисления. Алюминий - легкий металл. Плотность его равна 2,7, температура плавления составляет 660°С. Алюминий служит основой сплавов силумина и дюралюмина. Из алюминия изготовляют пожарные стволы, а также сопла углекислотных огнетушителей. Алюминиевые сплавы отличаются высокими механическими и технологическими свойствами. Главными компонентами алюминиевых сплавов являются медь, магний, кремний, цинк и марганец. К улучшающим добавкам относятся железо, никель, титан, кобальт, бериллий, хром, натрий. Алюминиевые сплавы подразделяются на два основных вида: литейные (силумины) и деформируемые (дюралюмины). Силумины - сплавы алюминия с кремнием и другими присадками имеют эвтектическую структуру, поэтому силумин обладает низкой пластичностью. Благодаря хорошей жидкотекучести и малой усадке силумин используют для изготовления деталей путем фасованного литья в земляные формы или кокиль. В пожарной технике наибольшее применение находят следующие алюминиевые литейные сплавы (табл. 3). ТАБЛИЦА 3 А ТПЛМЫи went? - т» ..#ч*« -- - ---
Из сплава АЛ-2 отливают детали карбюраторов двигателей внутреннего сгорания, из сплава ЛЛ-4 -блоки головок и рубашки цилиндров. Из сплава АЛ-5 изготовляют корпусы и рабочие колеса центробежных пожарных насосов; из сплавов АЛ-6 и ЛЛ-9 - корпусы подколесного пожарного насоса, корпусы разветвлений и водозаборных колонок. Из алюминиевого сплава отливают корпус, крышку и рабочее колесо пожарного насоса ПН-40У. Вторая группа алюминиевых сплавов - дюралю-мин - представляет сплав алюминия с медью при добавлении присадок. Сплавы этой группы поддаются ковке, штамповке, прокатке, прессованию. Максимальную прочность дюралюмип приобретает после закалки при температуре 490-500°С и естественного старения в течение нескольких дней при комнатной температуре. Для повышения коррозионной стойкости дюралюмин покрывают (плакируют) слоем алюминия. Дюралюмины обозначаются буквой Д, после которой ставится условный помор сплава: Д1, Д6, Д16. В пожарной технике из дюралюмипа изготовляют кожух автогеннорезатсльного аппарата ПУРС и корпусы изолирующих противогазов КИП, штанги газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ-451. Из вторичного алюминия и его сплавов изготовляют корпусы, рукоятки, вентиляторы, подшипниковые щетки электродвигателей ручного механизированного инструмента. В двигателе ЗМЗ-451 из алюминиевого сплава выполнены корпусы масляного насоса и масляного фильтра; в компрессоре зарядной станции ЗСМ -части картера, ребристые рубашки цилиндров, прокладки седел клапанов. Глава III. ОСНОВЫ МЕТАЛЛОВЕДЕНИЯ И ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ § 4. СТРОЕНИЕ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ В настоящее время изучение строения металлов ведется с помощью рентгеновского (структурного) анализа и электронных микроскопов. Эти микроскопы позволяют увеличивать изображение в 20-30 тыс. раз. |
© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование Поддержка сайта: rcsz-tcc.ru@r01-service.ru +7(495)795-01-39, номер 607919 |