+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Пожарное вооружение 

0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

ку, затем обе части стягивают хомутами и сваривалот по швам. Швы зачищают и обтачивают. Иногда в кзчестве защитной рубашки применяют вставки из антикбррози-ОН1Г0ГО чугуна. /

Нанесение металлических покрытий. Горячее покрытие. Деталь тщательно зачип1ают с поверхности и погружают в ванну с расплавле1П1ЫМ защитным металлом или обливают им. К горячему покрытию относятся лужение (покрытие оловом), свинцевание (покрытие свинцом) и цинкование (покрытие цинком).

Свинцевание применяют при защите внутренних деталей огиетутнителеи ОХП-10: тнтока, пружины, а также для предохранения от разрушения корпусов огнетунштелей с четыреххлористым углеродом. Четыреххло-рист1>1Й углерод является химически активным nenieCT-bom. Поэто.му наиболее прочным защитным металлом для листовой стали, из которой изготовлен корпус огнетушителя, является свинец: он химически стоек и имеет низкую температуру плавления.

Покрытие цинком применяют при изготовлении оции-кованпой проволоки, используемой при 11авязывании соединительных головок всасывающих и напорных пожарных рукавов.

Недостатки металлизации заключаются в больших потерях ценного защитного металла на распыл, в образовании хрупких окислов и пористости защитного слоя.

Электролитический способ заключается в осаждении на поверхности детали электролитическим путем металла из раствора соли этого металла, находящегося в электролитической ванне. Покрываемьте изделия подвешивают в ванне и соединяют с отрицательпым полюсом источника тока (катодом). Положительный полюс соединяют с погруженным в ванну анодом, сделанным из затцитного металла. Анод растворяется по мере протекания тока через ванну. Иногда при.меняют нерастворимые аноды. В этом случае металл осаждается из раствора соли. Во время работы под током металл, соль которого растворена, постепенно осаждается на изделии, образуя плотный слой требуемой толщины.

Плакирование - процесс соединения защитного металла с основным металлом путем совместной прокатки в горячем состоянии или осаждения толстого слоя электролитическим способом. В результате плакирования

получается биметалл (двойной металл). Ллакирование применимо только к листам, лентам и проволоке.

Добарление легирующих присадок в сплав. В маши-ностроеици и пожарной технике для защиты металлов от корроэли пшроко используют метод добавления легирующих присадок.

За основную характеристику коррозионной стойкости нержавеющих сталей принята скорость коррозии, выраженная в линейных размерах (мм/год).

Коррозионная стойкость нержавеющих сталей характеризуется пятибалльной шкалой.

скорость

материал коррозии,

мм/год

Весьма стойкий........до 0,1

Стойкий...........0,1 - 1

Пониженно стойкий ...... 1-3

.Малостойкий......... 3- -10

Нестойкий..........более 10

балл

Анодирование - образование на поверхности металлических изделий пленки окислов того же металла путем электролиза.

Анодирование производят в ваннах, панолпенных электролитом, в котором содержатся соли алюминия. При прохождении электрического тока поверхность изделия из алюминиевого сплава покрывается нерастворимой в воде окисной пленкой алюминия, которая защи-цает металл от воздействия влаги.

Защита неметаллическими покрытиями и лаками. Поверхность защищаемого металла изолируют от окружающей среды (газов, влаги)путем покрытия лаком различных марок. Например, алюминиевые раструбы ручных углекислотных огнетушигелей, эксплуатируемых в местности с влажным и морским климатом, покрывают лаком 17-.А. Внутреннюю поверхность корпуса ненного огнетунштеля покрывают эпоксидной эмалью ЭП-4171, нанесенной на поверхность металла путем распыления в два слоя. Внутреннюю поверхность цистерн пожарных автомобилей для защиты от коррозии покрывают двумя слоями каменноугольного лака марки «Морской».



Защита красками. Наружные части пожарных автомобилей и пожарно-технического вооружения окрашивают эмалевой и масляной краской или питролраской.

Защита смолами. Для защиты от иодиочветюй коррозии подземные трубопроводы (водопровод, отациопар-ные пожаротушительные установки) покрывают толстым слоем каменноугольной смолы или асфальта. Для увеличения механической прочности таких покрытии трубы обвертывают тканью, пропитаииой защитным веществом.

Защита смазками. Такой вид защиты нашел наибольшее применение при хранении и трансиортироваини пожарной техники. Например, при постановке пожарных автомобилей па консервацию обильно смазывают автолом насос, техническим вазелином или солидолом хромированные детали, кроме рефлекторов фар. Рессоры покрывают графитовой мазью.

Глава IV. ОСНОВЫ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ

§ 9. ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Распространенным и экономичным способом и.-го-товления изделий из металлов является литье. Так, в пожарной технике около 60% по массе занимают литые детали; корпусы, рабочие колеса, крыипси и напорные штуцеры центробежных пожарных насосов, корпусы пеногенераторов, пепосмссптелей и разветвлений, крышки огнетушителей и т. д.

Сущность процесса литья состоит в том, что расплавленный металл пли сплав заливают в специальные формы. После застываи\1Я металл приобретает размеры,п очертания, близкие к форме, в которую был залит. Несмотря на то что все металлы и сплавы в тон или иной cteneini пригодны для литья, они должны обладать необходимыми свойствами-, жидкотскучестью, незначительной усадкой, малой газоноглощаемостью, не слишком высокой температурой плавления. Кроме того, отливка по своей структуре должна 6е,1ть более од\1ород-ной.

Жидкотскучестью называется способгюсть металла хорошо заполнять литейную форму.

Жидкотекучесть зависит от хн.мического состава

сплав и степени нагрева его при заливке. Железо-углеро!ДИстые сплавы с большим содержанием углерода, кремник и фосфора, кремнистая латунь и силумин хорошо заполняют форму. Значительно влияет на жидкотекучесть наЛичие серы и хрома в сплавах. Недостаточной жндкотеку.честью отличаются медь и алюминий.

Усадка - изменение линейных размеров и объема металла при переходе из жидкого состояния в твердое.

Липсйпая усадка обычно сопровождается образованием трещин па поверхности хметалла, а объемная усадка приводит к возникновению внутренних раковин. Величина усадки зависит от химического состава сплава, скорости его охлаждения в форме и температуры заливаемого металла. Наименьшей усадкой обладают серый чугун и силумин. Усадка чугунных отливок уменьшается, если увеличить в чугуне содержание графита. Наибольшую усадку имеют - алюминиевые бронзы и чистые металлы. Линейная усадка чугунов составляет 0,5-2%, стали углеродистой 1,5-2%, бронзы оловянной, латуни 1 - 1,5%.

Для того чтобы предотвратить образование усадочных раковин, устанавливают специальные утепленные керамические надставки (прибыли), располагаемые в литейной фор.ме над теми местами отливки, где они могут образоваться. Прибыли заполняют металлом при заливке формы и благодаря этим мерам усадочную раковину переводят в зону прибыли, которые срезают при обработке отливки.

Газопоглощаемость - способность сплава в жидком состоянии растворять газы (водород, кислород, азот, окись углерода). При незначительной газопоглощае-мостн отливка будет плотной без внутренних пустот и азовых пузырей.

Для уменьшения газопоглощаемости и удаления газовых пузырей реко.мендуется добавлять в жидкий сплав специальные раскислители: ферросилиций, ферроалюминий, силнкокальций. Кроме того, хорошие результаты дает увеличение количества выпоров, правильное расположение литников и подбор температуры при заливке сплава в формы.

Температура плавления. В современных промышлен-плавильных печах достигается максимальная темпе-t тура 1700 - IROOC. R таких печах могут плавиться



металлы и сплавы, температура плавления которы/ниже 1700°С: железо, сталь, чугун, медь, бронза, латущ, алюминий и др. Тугоплавкие металлы, такие, как TifraH, молибден, вольфрам, могут расплавиться только высокотемпературных печах.

Неоднородность состава и структуры отливок. Литейные сплавы при остывании отливок склонны к ликвации.

Ликвация - неоднородность химического состава в отдельных частях отливки (зональная ликвация) и в отдельных кристаллитах сплава (внутрикрнсталлитная ликвация).

Ликвация может быть н при большой разности плотностей составляюпшх сплава (ликвация по плотности). Практически для большинства сплавов наиболее важной Является зоиальггая ликвация, которая получается от неодинаковых плотностей составляющих сплава и различных температур его затвердевания. Наилучшими литейными сплавами являются чугуны, которые часто использугот при изготовлении пожарной техники.

В зависимости от назначения отливки подбирают 11еобходимую шихту, в состав которой входят чушки доменного чугуна, чугунный лом, отходы стали и флюсы. Для деталей малой и средней прочности применяют отливки из серого чугуна марки СЧ12-28 или СЧ15-32. Из этих чугунов отливают крышки пенныхогнетунштелей ОХП-10 и ОП-М. Из серого чугуна СЧ 18-36 изготовляют корпус центробежного пожарного насоса и крышку корпуса, рабочее колесо насосов ПН-ЗОКФ, ПН-110 и ПН-40У. Из чугуна КЧЗО-6 отливают ключи К-80 и К-150 для Соединительных головок пожарного оборудо-\ш\т\. Из ковкого чугуна делают картер редуктора, корпус коробки отбора мощности, задний мост для пожарпого автомобиля и др.

Стальное литье также находит примеггение,но по сравнению с чугуном сталь обладает более низкими литейными свойствами, у нее выше температура плавления, меньшежидкотекучесть, она имеет большую усадку. Вместе с тем отливки из стали но пластичности и парной вязкости превосходят чугунные отливки.

При изготовлении пожарной техники кроме чугуна и стали используют для отливок цветные металлы: медь, алюминий, олово, цинк, свинец, магний, а также сплавы на их основе.

При изготовлении втулок подшипников истюльзуют питейные латуни. Из бронзы отливанэт рабочие колеса центробежных пожарных насосов ПН-40К, ПН-lWi, ПН-ЗОК. Вкладыши подшипников и рабочие колеса на-.сосов, используемых для подачи морской воды, изготовляют из специальной бронзы.

Высокой жидкотекучестью и малой усадкой обладают силумины - сплавы на основе алюминия, кремния, меди, магния и цинка.

из этого сплава получают отливки сложной конфигурации: корпус, крышку, рабочее колесо центробежного пожарного насоса ПН-40У и других насосов. Из сплава АЛ9 пли АЛ9В отливают корпус тройника водосборника, корпус разветвления и многие детали пожарных мотопомп. Рассмотрим технологический процесс литейного производства (рис. 11). Сначала по чертежу изготовляют модель деревянную разъемную. Размеры модели де-лают больше размеров отливки на величину линейной усадки плюс припуск на механическую обработку.

Поскольку в отливке имеется отверстие, в модели делают выступы с двух сторон - знаки, которые образуют полости для закрепления стержней в формах. Стержни изготовляют (в стержневом яп1ике) из кварцевого песка с добавлением глины и других связывающих пеш,еств.


f Рис. п. Схема формовки блока с отверстием

а - модель блока: / - нижняя половина модели; 2 - верхняя половина модели; б - формовка в нижней опоке; в - формовка в верхней

"псже; -собранная форма: 3~ стержень

Затем приступают к изготовлению литейных форм по одели. Литейные формы бывают временные (разовые) "постоянные (кокили). В технических частях и отрядах Ютовляют разовые литейные формы из формовочной Ли*" песка, глины, каменноугольной пы-

и других добавок. Формовочная смесь должна быть



0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919