+7 (812) 755-81-49 +7 (812) 946-37-01 |
|
Главная Пожарная тактика 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ 6.1. Основы организации Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается: • на межрегиональном уровне - федеральными органами государственной власти; • на территориальном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субьектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Организация тушения пожаров предусматривает организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров. К таким мероприятиям можно отнести: • создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими веществами; • организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями и службами жизнедеятельности города (области). • разработка оперативных документов службы, подготовки и пожаротушения; поддержание высокой боевой готовности подразделений; • материально-техническое обеспечение пожарных подразделений. Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям, но и в результате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организации. Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременное прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влияние фактора времени все больше возрастает. При создании подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность обьектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта. Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации пожара (обеспечение водой, средствами связи и сигнализации, проездами и подъездами к зданиям, сооружениям и водоисточникам, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также Правилами пожарной безопасности. Разрабатывая организационные мероприятия тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуется минимальные силы и средства. Время от момента обнаружения до начала тушения, те. время свободного (т) развития пожара (мин) можно определить по формуле: (6.1) Д оби - время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; Т,-время следования на пожар, мин; -время боевого развертывания, мин. Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них - повседневная задача подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10 минут с момента вызова. Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности - до 40 км/ч. Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боеюе развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных случаях, а в остальных - больше, поэтому более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания. ЬСоличество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района (объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с установкой автоцистерн на водоисточник. Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть. В этом случае создаются отдельные посты (караулы), обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части. Особенности города, района или обьекта регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными автолестницами и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета, примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как правило, одна автолестница приходится на две пожарные части. Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тущения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и республиканских центрах или пожароопасных объектах. Пожарные подразделения по охране обьектов организуются исходя из хозяйственного значения обьекта. Радиус обслуживания пожарных частей по охране обьектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категории пожарной опасности технологического процесса, огнестойкости зданий и сооружений. 6.2. Гарнизонная служба пожарной охраны. Гарнизонная служба пожарной охраны организуется для централизованного и профессионального руководства пожарными подразделениями на территории гарнизона. Гарнизон пожарной охраны это совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научно-исследовательных учреждений и учебных заведений, иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Гарнизонная служба обеспечивает боевую готовность подразделений пожарной охраны и их взаимодействия, службами жизнеобеспечения города, области (медицинской, охраны общественного порядка, аварийными и др.). Руководство гарнизонной службой осуществляется начальником соответствующего территориального органа управления ГПС в гарнизонах субъектов Российской Федерации т.е. начальником УГПС (ОГПС). (Территориальный гарнизон). В гарнизонах сельских районов руководство осуществляет должностное лицо ГПС, уполномоченное на это начальником соответствующего территориального органа ГПС, старшее должностное лицо местного подразделения ГПС (местный гарнизон). В закрытых территориально-административных образованиях должностными лицами ГПС, уполномоченными начальником ГУГПС. Территориальные гарнизоны образуются на территории субъектов Российской Федерации, а местные на территории городов и сельских районов. Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов субъектов Российской Федерации. Границы местного гарнизона определяются приказом начальника территориального органа управления ГПС, УГПС. В целях обеспечения и совершенствования гарнизонной службы, разрабатываются планы гарнизонных мероприятий и утверждаются начальником гарнизона. Для управления гарнизонной службой создаются нештатные службы гарнизона. Нештатные службы, являются нештатными органами управления гарнизона, возглавляются лицами начальствующего состава на основании приказа начальника УГПС. В территориальных и местных гарнизонах создаются нештатные службы: управления, газодымозащитная, техническая, связи. Служба управления создается для руководства гарнизонной службой, контроля за состоянием боевой готовности и осуществлением пожарно-тактической подготовки в гарнизоне, проведения общегарнизонных мероприятий, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в гарнизоне: В состав нештатной службы управления входят дежурные смены службы пожаротушения (СПТ), центрального пункта пожарной связи (ЦУС, ЦППС) и диспетчеры (радиотелефонисты) пунктов связи подразделений гарнизона. При наличии в гарнизоне центра управления силами (ЦУС), в его состав включается служба управления со своими структурными подразделениями. Служба пожаротушения областного, краевого или республиканского центров в оперативном отношении подчиняются службы пожаротушения местных гарнизонов. Службу пожаротушения (СПТ) возглавляет начальник службы. Численность службы пожаротушения в гарнизонах приведена в таблице 6.1.
Нештатная газодымозащитная служба (НГДЗС) обеспечивает готовность гарнизона к применению средств индивидуальной зашиты органов дыхания и мобильных средств противодымной зашиты. В состав этой службы включаются подразделения, которые обеспечивают функции ГДЗС, тренировочные шмплексы и технические средства для подготовки личного состава. Нештатная техническая служба (НТС) предназначена для обеспечения готовности пожарной техники, вооружения н оборудования, В ее состав включаются подразделения технической службы, рукавные базы, склады ГСМ, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения. Нештатная служба связи (НСС) обеспечивает готовность средств связи (систем) и управления гарнизона к выполнению задач гарнизонной службы. В состав службы включаются подразделения и средства для осуществления функций пожарной связи в гарнизоне. Наставлением по службе связи ГПС, определены виды связи в системе управления ГПС. Стационарными и передвижными пункгамн связи являются: • центр управления силами и средствами (ЦУС); • пункт связи отряда (ПСО); пункт связи части (ПСЧ); Виды связи Связь извещения Оперативно-диспетчерская связь Связь на пожаре Административно-управленческая связь Рис 6.1 Виды связи по функциональному назначению. • подвижной пункт связи (ППС). Главным организующим и управляющим звеном службы связи пожарной охраны является ЦУС, обеспечивающий все основные виды связи. Составной частью ЦУС является центральный пункт радиосвязи ЦПР, ЦУС размещается, как правило, совместно с центральным пунктом радиосвязи, допускается размещение раздельно с обеспечением прямой телефонной связью. Рис 6.2 Пункт пожарной связи части (отряда). Пункт связи отряда и пожарной части, могут совмещаться или быть автономными. ЦУС организуется в гарнизонах ГПС республиканского, краевого или областного центра, а также в городах и населенных пунктах с числом пожарных частей не менее четырех. Функции ЦУС (обеспечение оперативно-диспетчерской связью) прием извещения о пожаре; • своевременное направление подразделений на тушение пожаров или аварии, стихийных бедствий, а в необходимых случаях, обеспечение временной передислокации подразделений, также оповещение руководящего состава УГПС ОГПС; • обеспечение опсративно-диспетчерсютй связи с подразделениями пожарной охраны; |
© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование Поддержка сайта: rcsz-tcc.ru@r01-service.ru +7(495)795-01-39, номер 607919 |