+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Пожарная тактика 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

6.1. Основы организации

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

• на межрегиональном уровне - федеральными органами государственной власти;

• на территориальном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субьектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Организация тушения пожаров предусматривает организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно отнести:

• создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими веществами;

• организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).

• разработка оперативных документов службы, подготовки и пожаротушения; поддержание высокой боевой готовности подразделений;

• материально-техническое обеспечение пожарных подразделений. Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным

и умелым боевым действиям, но и в результате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организации. Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременное прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влияние фактора времени все больше возрастает. При создании подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность обьектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.

Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации пожара (обеспечение водой, средствами связи и сигнализации,

проездами и подъездами к зданиям, сооружениям и водоисточникам, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также Правилами пожарной безопасности. Разрабатывая организационные мероприятия тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуется минимальные силы и средства. Время от момента обнаружения

до начала тушения, те. время свободного (т) развития пожара (мин) можно определить по формуле:

(6.1)

Д оби - время с момента возникновения пожара до его обнаружения,

мин; Т,-время следования на пожар, мин; -время боевого развертывания, мин.

Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них - повседневная задача подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10 минут с момента вызова.

Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности - до 40 км/ч.

Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боеюе развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных случаях, а в остальных - больше, поэтому более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.

ЬСоличество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района (объекта). В настоящее



время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с установкой автоцистерн на водоисточник.

Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть. В этом случае создаются отдельные посты (караулы), обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.

Особенности города, района или обьекта регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными автолестницами и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета, примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тущения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и республиканских центрах или пожароопасных объектах.

Пожарные подразделения по охране обьектов организуются исходя из хозяйственного значения обьекта. Радиус обслуживания пожарных частей по охране обьектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категории пожарной опасности технологического процесса, огнестойкости зданий и сооружений.

6.2. Гарнизонная служба пожарной охраны.

Гарнизонная служба пожарной охраны организуется для централизованного и профессионального руководства пожарными подразделениями на территории гарнизона.

Гарнизон пожарной охраны это совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научно-исследовательных учреждений и учебных заведений, иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Гарнизонная служба обеспечивает боевую готовность подразделений пожарной охраны и их взаимодействия, службами жизнеобеспечения города, области (медицинской, охраны общественного порядка, аварийными и др.).

Руководство гарнизонной службой осуществляется начальником соответствующего территориального органа управления ГПС в гарнизонах субъектов Российской Федерации т.е. начальником УГПС (ОГПС). (Территориальный гарнизон).

В гарнизонах сельских районов руководство осуществляет должностное лицо ГПС, уполномоченное на это начальником соответствующего территориального органа ГПС, старшее должностное лицо местного подразделения ГПС (местный гарнизон).

В закрытых территориально-административных образованиях должностными лицами ГПС, уполномоченными начальником ГУГПС.

Территориальные гарнизоны образуются на территории субъектов Российской Федерации, а местные на территории городов и сельских районов.

Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов субъектов Российской Федерации.

Границы местного гарнизона определяются приказом начальника территориального органа управления ГПС, УГПС.

В целях обеспечения и совершенствования гарнизонной службы, разрабатываются планы гарнизонных мероприятий и утверждаются начальником гарнизона.

Для управления гарнизонной службой создаются нештатные службы гарнизона.

Нештатные службы, являются нештатными органами управления гарнизона, возглавляются лицами начальствующего состава на основании приказа начальника УГПС.

В территориальных и местных гарнизонах создаются нештатные службы: управления, газодымозащитная, техническая, связи.

Служба управления создается для руководства гарнизонной службой, контроля за состоянием боевой готовности и осуществлением пожарно-тактической подготовки в гарнизоне, проведения общегарнизонных мероприятий, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в гарнизоне:

В состав нештатной службы управления входят дежурные смены службы пожаротушения (СПТ), центрального пункта пожарной связи (ЦУС, ЦППС) и диспетчеры (радиотелефонисты) пунктов связи подразделений гарнизона.

При наличии в гарнизоне центра управления силами (ЦУС), в его состав включается служба управления со своими структурными подразделениями.

Служба пожаротушения областного, краевого или республиканского центров в оперативном отношении подчиняются службы пожаротушения местных гарнизонов.

Службу пожаротушения (СПТ) возглавляет начальник службы. Численность службы пожаротушения в гарнизонах приведена в таблице 6.1.



Наименование должности

Разряд

Начальник службы пожаротушения

1, Заместитель начальники СПТ, он же начальник дежурной смены

2. Старший помощник начальника дежурной смены

3, Помощник начальника дежурной смены

Всего

Нештатная газодымозащитная служба (НГДЗС) обеспечивает готовность гарнизона к применению средств индивидуальной зашиты органов дыхания и мобильных средств противодымной зашиты.

В состав этой службы включаются подразделения, которые обеспечивают функции ГДЗС, тренировочные шмплексы и технические средства для подготовки личного состава.

Нештатная техническая служба (НТС) предназначена для обеспечения готовности пожарной техники, вооружения н оборудования,

В ее состав включаются подразделения технической службы, рукавные базы, склады ГСМ, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.

Нештатная служба связи (НСС) обеспечивает готовность средств связи (систем) и управления гарнизона к выполнению задач гарнизонной службы.

В состав службы включаются подразделения и средства для осуществления функций пожарной связи в гарнизоне.

Наставлением по службе связи ГПС, определены виды связи в системе управления ГПС.

Стационарными и передвижными пункгамн связи являются:

• центр управления силами и средствами (ЦУС);

• пункт связи отряда (ПСО); пункт связи части (ПСЧ);

Виды связи

Связь извещения

Оперативно-диспетчерская связь

Связь на пожаре

Административно-управленческая связь

Рис 6.1 Виды связи по функциональному назначению.

• подвижной пункт связи (ППС).

Главным организующим и управляющим звеном службы связи пожарной охраны является ЦУС, обеспечивающий все основные виды связи.

Составной частью ЦУС является центральный пункт радиосвязи ЦПР, ЦУС размещается, как правило, совместно с центральным пунктом радиосвязи, допускается размещение раздельно с обеспечением прямой телефонной связью.


Рис 6.2 Пункт пожарной связи части (отряда).

Пункт связи отряда и пожарной части, могут совмещаться или быть автономными. ЦУС организуется в гарнизонах ГПС республиканского, краевого или областного центра, а также в городах и населенных пунктах с числом пожарных частей не менее четырех.

Функции ЦУС (обеспечение оперативно-диспетчерской связью)

прием извещения о пожаре;

• своевременное направление подразделений на тушение пожаров или аварии, стихийных бедствий, а в необходимых случаях, обеспечение временной передислокации подразделений, также оповещение руководящего состава УГПС ОГПС;

• обеспечение опсративно-диспетчерсютй связи с подразделениями пожарной охраны;



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919