+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Пожарная тактика 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

• тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в целях недопущения прерастания пожаров в чрезвычайную ситуацию, а также в условиях ЧС.

Привлечение органов управления и подразделений функциональной подсистемы к выполнению возложенных задач в условиях ЧС осуществляется в установленном порядке по решению:

• Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГУГПС МВД России при возникновении федеральных, региональных, территориальных, местных и локальных ЧС;

• Министров внутренних дел республик, начальников ГУВД, УВД краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных областей, территориальных органов управления ГПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации - при возникновении территориальных, местных и локальных ЧС;

• руководителей подразделений ГПС - при возникновении местных и локальных ЧС.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов для функциональных подсистем:

- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке.

- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и подразделениями ГПС МВД России, входящими в функциональную подсистему, являются:

в режиме повседневной деятельности:

организация контроля за пожарной обстановкой, своевременное информирование органов исполнительной власти и местного самоуправления при ее осложнении;

создание и поддержание в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи;

• подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств ГПС МВД России для действий по тушению пожаров и проведению связанных с ним первоочередных аварийно-спасагтельных работ;

• обеспечение профессиональной и иных видов подготовки личного состава; предварительное планирование боевых действий по тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ;

• организация шнтроля за состоянием готовности подразделений ГПС к тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ;

в режиме повышенной готовности:

сбор личного состава, привлекаемого к выполнению возложенных задач при ликвидации ЧС;

• сбор и оценка информации о пожарной обстановке в зоне возмозкной ЧС, уточнение планов и расчетоа, постановка предварительных задач руководителям подразделений;

• организация взаимодействия со структурными подразделениями органов внутренних дел, рушводством территориального органа ФСБ, региональным и территориальным органом управления МЧС России, органами управления Вооруженных сил Российской Федерации, а также с учреждениями, организациями и предприятиями, участвующими в предупреждении и ликвидации ЧС;

в режиме чрезвычайной ситуации:

тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

Если сил и средств территориального гарнизона пожарной охраны недостаточно для ликвидации пожара и существует уфоза его перерастания в ЧС, то по решению начальника ГУГПС МВД России в указанные районы могут быть направлены дополнительные силы ГПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Функциональная подсистема имеет постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления, а также может создавать временные органы управления, состав и функции которого определяются нормативными документами МВД России.

Постоянно действующими органами управления являются:

• на федеральном и региональном уровнях управления - Главное управление Государственной противопожарной службы;

• на территориальном и местном уровнях управления - территориальные органы управления ГПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Органами повседневного управления являются:

• дежурная часть ГУГПС МВД России;

• центральные пункты пожарной связи (центры управления силами) гарнизонов пожарной охраны.



Органы управления и подразделения ГПС МВД России, входящие в функциональную подсистему, выполняют свои задачи во взаимодействии со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Приказом МВД России в 1996 году определены задачи по укреплению боевой готовности региональных специализированных отрядов и частей по тушению крупных пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ.

Определены места дислокации региональных специализированных отрядов и частей: Хабаровский край, Камчатская, Московская, Новосибирская, Ростовская и Свердловская область.

Утверждены табели положенности специальной техники, оборудования, приборов, индивидуальных средств защиты и др. имущества.

Распределены зоны обслуживания, т.е. перечень городов, областей и населенных пунктов, входящих в зону обслуживания каждого из 6-ти региональных отрядов и частей.

Определены порядок передвижения отрядов и частей по территории зоны обслуживания, доставка личного состава и оборудования к месту пожара (аварии), порядок определения численности подразделений и их материального обеспечения.

Оценка оперативно-служебной деятельности и готовности к выполнению возможных задач органами управления и подразделениями ГПС, а также аттестации сотрудников, привлеченных для тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ в условиях ЧС, проводится в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами МВД России.

ГЛАВА 7. УПРАВЛЕНИЕ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ НА ПОЖАРЕ.

7.1. Общие положения

Управление боевыми действиями на пожаре - целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении боевых действий на месте пожара.

Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает: оценку обстановки и создания соответствующей структуры управления боевыми действиями на пожаре; установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач; планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений на боевые действия по тушению пожара; постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение ютнтроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре; осуществление в установленном порядке учета изменение обстановки на пожаре использование сил и средств на тушение, а также регистрацию необходимой информации через диспетчера и службу управления гарнизона; проведение других мероприятий, обеспечивающих эффективность боевых действий по тушению пожара.

Управление боевыми действиями на пожаре должно базироваться на общих принципах управления к которым относятся: единоначалие, оперативность, непрерывность и др. Единоначалие, как принцип управления боевыми действиями на пожаре состоит в единстве рушводства РТП на основе предоставленных ему прав Федеральным Законом о пожарной безопасности и Боевым устаюм пожарной охраны.

РТП, как единоначальник, принимаст решения и добивается его вьшолнения, именно единоначалие в экстремальных условиях на пожаре обеспечивает централизацию и твердость управления, максимальную его оперативность.

Однако принцип единоначалия не означаст, что РТП может игнорировать мнение подчиненных ему командиров, он должен сочетать высокую требовательность и принципиальность с доверием и уважением к подчиненным, постоянной заботой о них, опираться на опыт, инициативу и творчество личного еостава подразделений. Принцип единоначалия находится в неразрывной связи с централизацией управления.

Для направления боевых действий пожарных подразделений старший начальник может ставить задачи перед РТП, например, по очередности Выполнения задачи, те. спасение людей, защиту обьектов и т.п.



Оперативность управления должна обеспечивать активность боевых действий в любой обстановке. Оперативность неоднозначна торопливости и подтверждается расчетом, умением быстро разобраться в сложной обстановке. Все виды боевых действий по времени скоротечны, т.е. в шроткий промежуток времени надо провести разведку пожара, собрать и проанализировать данные об обстановке, принять решение и довести его до исполнителей.

Твердость управления заключается в смелом принятии решения, высокой требовательности и точности выполнения задач. Для этого необходимы мужество, решительность, большая сила воли и самообладание, способность пойти на риск, правильно и быстро реагировать на изменения обстановки, умение организовать и мобилизовать личный состав на выполнение боевых задач. Колебание и нерешительность РТП и командиров подразделений, поспешная отмена принятых решений оказывают отрицательные действия на исполнителей.

Непрерывность - это устойчивость управления со стороны РТП или штаба, постоянное их влияние на ход боевых действий. Устойчивость управления обеспечивается постоянной связью на пожаре, своевременной информацией об обстановке.

Управлению боевыми действиями на пожаре присущи некоторые общие принципы, определяющие наиболее целесообразные действия командиров, т.е. убежденность, принципиальность и дисциплинированность, чувство нового и творческий подход к делу, умение воздействовать на подчиненных и юспитывать их.

Условия научно-технического прогресса требуют от РТП научного подхода к управлению, использованию объективных закономерностей различных наук, так как пожар порождает вокруг себя множество разнообразных и сложных проблем. Знание РТП, умение применять теорию на практике, четко и творчески выполнять требования уставов и наставлений пожарной охраны позволяют ему предвидеть (прогнозировать) обстановку на пожаре.

Значительную помощь РТП или штабу в предвидении возможных изменений обстановки на пожаре оказывают планы и карточки пожаротушения, а также планы привлечения сил и средств. Далее рассмотрим роль руководителя тушения пожара при выполнении боевой задачи, обратив особое внимание на роль перюго РТП.

7.2. Руководитель тушения пожара (РТП)

Непосредственное руководство тушения пожара осуществляется руководителем тушения пожара прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), ютторое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Рушводитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара и, привлеченных к тушению пожара сил.

Рушводитель тушения пожара устанавливает границы территории на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества на пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжение при тушении пожара.

В соответствии с требованием БУПО ст. ст. 50-52 руководителем тушения пожара является:

• прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ГПС;

• прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должных лиц ГПС) если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями.

В зависимости от шличества прибывших на пожар сил и средств пожарной охраны руководство тушения пожара осуществляют:

• при работе одного караула (отделения);

• старшее должностное лицо, возглавляющее караул (отделение) или Оперативный дежурный гарнизона;

• при работе двух и более подразделений - старшее должностное лицо возглавляющее подразделение (караул), в районе выезда которого возник пожар, или должностное лицо, допущенное к рушводству тушения пожара в соответствии с порядшм, установленном в гарнизоне, в том числе начальник гарнизона.

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделениям пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушения пожара.

Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица нештатной Службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных Происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение или обязанностей РТП, могут покинуть Место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников •Ушения пожара, о чем обязательно сообщается диспетчеру и делается запись в Соответствующих документах.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919