+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Пожарная тактика 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 [ 56 ] 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

водный раствор пенообразователя, подаваемый стволами РС-70 со снятыми насадками при давлении 0,15-0,2 МПа.

В случае одновременного горения розлива топлива и магниевых сплавов, в первую очередь, необходимо воздушно-механической пеной низкой кратности из лафетных стволов потушить разлитое топливо, а затем подача струй пены низкой кратности переводится на тушение пожара магниевых сплавов тележки шасси.

Эффективное тушение магниевых сплавов достигается огнетушащими порошкам, подаваемыми из ручных стволов автомобиля порошкового или комбинированного тушения. При тушении порошком на горящей поверхности образуется слой спекшейся корочки, который прекращает горение. Потушенную поверхность охлаждают раствором пенообразователя или пеной низкой кратности.

Организация тушения пожара и проведение аварийно-спасательных работ.

Примерный план пожаротушения. Спасание экипажа и пассажиров воздушного судна при пожаре будет наиболее успешным, если время прибытия ПСР и ликвидация пожара будут минимальными. Это достигается регулярным проведением занятий и тренировок, максимально приближенных к реальным условиям.

Пожарная техника и личный состав ПСР в каждом аэропорту размещаются на аварийно-спасательных станциях (АСС). Место расположения станций должно обеспечивать прибытие расчетов к торцам взлетной полосы за время, не превышающее 3 мин. Кроме того, АСС должны иметь наблюдательнью вышки, дежурные помещения - устойчивую связь со службами аэропорта.

В каждом аэропорту разрабатьшается план тушения гюжаров на воздушных судах.

План согласовьшается начальником УГПС УВД региона. Примерный план содержит следующие разделы:

1. Характеристика аэропорта (данные об удаленности от ближайших частей МВД, время их прибытия), характеристика водопровода, характеристика дорог, краткие характеристики воздушных судов, эксплуатирующихся на данном аэродроме.

2. Пожарная охрана. В нем дается характеристика пожарной охраны, технических средств и огнетушащих составов, имеющихся на вооружении аэропорта.

3. Расчет сил и средств сводится к определению следующих параметров: S - требуемого расхода раствора пенообразователя, л/с;

Утр -"и h

где S - критическая площадь пожара, в зависимости от размеров

самолета,м; - нормативная интенсивность для пены низкой кратности принимается равной 0,137 л/(мс).

тр "" требуемого количества раствора пенообразователя для тушения пожара, л:

K"=q:/p=s:j„t,

где - расчетное время тущения, равное 3 мин.

(12.4)

Количество пожарных автомобилей N определяется из условий обеспечения требуемого расхода раствора и количество пенообразователя вывозимого к месту гюжара.

Qp-pa

(12.5)

ЦГТР

(12.6)

4. Характеристики трех оперативных групп, принимающих участие в ликвидации аварии:

Первая группа - тущение пожара и создание условий для спасания людей; Вторая группа - спасание людей из воздушного судна; Третья группа - доставка огнетушащих средств.

В данном разделе плана определяется дислокация сил и средств у места предполагаемого касания самолета ВПП, в центре ВПП, в местах предполагаемой остановки самолета и вдоль ВПП.

В 5 разделе даются рекомендации по организации тушения пожаров, а в 6-м Меры техники безопасности.

Руководство комплексом работ по ликвидации последствий аварии и пожара Осуществляет должностное лицо аэропорта.

Управление боевыми действиями пожарной охраны гарнизона осуществляет старший оперативный начальник УГПС, прибьшший на пожар.

(12.3)



12.3. Тушение пожаров на морских и речных судах

Начало второй половины XX столетия и особенно 70-80-х годов отмечено интенсивным развитием судоходства и судостроения. Только за последние 10-15 лет число судов мирового флота возросло более чем на 40%, а потери судов от пожаров за этот период увеличились более чем в 2 раза.

Пожары и взрывы становятся основными причинами катастроф судов как при их эксплуатации, так и при строительстве или ремонте.

Пожары на судах часто принимают большие размеры и приводят к крупному материальному ущербу. Тушение пожаров на судах, как правило, сопряжено с большими трудностями в оценке обстановки, значительными затратами огнетушащих веществ, привлечением большого количества сил и средств пожарной охраны и служб флота со сложностью планировки, насыщенностью пожарной нагрузки, отсутствием безопасных путей эвакуации и т. д.

Практика тушения пожаров показывает, что главным препятствием является дым и высокая температура. Тушение пожаров на судах проводится в условиях недостаточного естественного освещения, плотного задымления, высокой температуры, теплопроводности конструкций судна при большой скорости распространения горения по коридорам, шахтам трапов и вентиляционным каналам и т. п.

Статистика пожаров показьшает, что наибольшее число пожаров происходит в жилых и служебных помещениях судов и составляет 40%, в помещениях силовых установок - 25%, в грузовых отсеках - 25%.

Наибольшее число пожаров в жилых и служебных помещениях объясняется нарушением правил пожарной безопасности.

Данные обстановки на пожаре судов отличаются от других сооружений особенностью их планировки, наличием большого количества коммуникаций, расположенных на разных уровнях (количество их достигает 1500 и более). Эти особенности конструкции судна способствуют быстрому развитию пожара. Если в современном здании фактор передачи тепла и распространения пожара в смежные помещения за счет теплопроводности играет второстепенную роль, то на судне это, как правило, приобретает решающее значение за счет того, что палубы, перегородки и переборки выполнены из металла.

Распределение пожарной нагрузки на поверхности, небольшая высота помещений 2,4-2,7 м, наличие пространства под обшивкой переборок и подволоки, приводят к тому, что пожар быстро распространяется и поздно обнаруживается. В жилых и служебных помещениях, в рефрижераторных и сухогрузных трюмах пожары распространяются по сгораемой обшивке бортов, подволоки, термоизоляции и т. п.

Пожар в коридоре главной палубы газотурбохода "Теодор Нетгс" за 10 миН распространился на ют, пройдя в общей сложности 15 м, на 24-й минуте огнеМ

были охвачены коридор и палуба юта, а также верхние палубы, т. е. пожар распространился на всю надстройку.

Одновременно, т. е. в течение 10 мин, прогрелась шахта машинно-котельного отделения на уровне главной палубы, в результате чего пожар проник в машинно-котельное отделение.

Особенности распространения пожара в трюме можно проследить на судне "Капитан Федотов". Пожар из трюма распространился в машинно-котельное отделение (МКО) за счет теплопроводности переборки, отделяющей трюм от МКО. Хотя переборка была изолирована пробковой изоляцией толщиной 35 мм, уже к 15-й минуте пожара пробковая изоляция воспламенилась и пожар из МКО распространился по траповому проему в жилые каюты и служебные помещения, а через 30 мин часть надстройки была охвачена огнем.

В рефрижераторах пространство между обшивкой и металлической переборкой заполняется термоизоляцией из трудногорючих или горючих материалов: пенопластом, штапельным стекловолокном, пробковыми плитами и другими материалами.

Пожар в рефрижераторном твиндеке плавбазы "Восток" в течение 13 мин по технологическому проему распространился в надстройку на расстояние 16 м по вертикали судна, на 23-й минуте огнем были охвачены помещения палубы.

Распространение пожаров в машинно-котельных отделениях судов объясняется их конструктивными особенностями. Например, площадь светового люка по отношению к площади пола составляет менее 0,1, что определяет интенсивность горения и газообмен.

Распространение пожара из МКО в надстройку проходит через открытые проемы или за счет теплопроводности шахты, а также по трассам судовых кабелей.

Наиболее сложная обстановка складывается при горении топлива, т. е. ЛВЖ и ГЖ в МКО, где в течение 2-3 мин температура достигает 35О-400°С, а по истечении 10 мин возможно воспламенение материалов, прилегающих к переборкам в соседних помещениях. Поскольку МКО имеет связь с надстройкой, то в течение 15 мин пожар распространяется в надстройку (рис. 12.13).

Развитие пожаров в нефтеналивных трюмах танкеров имеет свои особенности. В паровоздушном пространстве танков в зависи-Рис. 12.13. Схема развития мости от вида нефтепродукта и температур-пожара в машино-котельном ных условий концентрация паров может быть отделении




различной и часто находится во взрывоопасных пределах. Поэтому в начальный период пожар в танках может быть в виде факельного горения паров, выходящих из горловин люков, трубопроводов, системы герметизации, отверстий палубы щщ в виде взрыва паровоздущной смеси в одном или нескольких танках. При взрывах в танках палуба или вспучивается с образованием трещин, или частично погружается в нефтепродукт, или ее разрывает и разворачивает в стороны, или срывает, или отбрасывает за борт. При сильных взрывах происходит повреждение переборок и корпуса в надводной части, что приводит к выходу нефтепродукта из поврежденных участков и разливу его на поверхности воды.

В некоторых случаях взрыв в одном танке вызывает серию взрывов в других. Опасность взрывов увеличивается при откачке нефтепродукта из соседних с горящим танков. Очень опасна откачка при наличии в танке концентрации паров в пределах взрываемости.

Горение паров жидкостей происходит главным образом в верхней части танков, т. е. там, где пары соприкасаются с воздухом, поэтому высокая температура и прогрев конструкций наблюдается в зоне верхней палубы. Распространение горения на другие танки происходит за счет непосредственного воздействия пламени на палубы, крыщи люков, смотровые глазки, газоуравнительные трубопроводы за счет теплопроводности и прогрева палубы, переборок, а также теплового излучения. В результате воздействия тепла на соседние танки концентрация паров в них постоянно увеличивается, а при полной герметизации повыщается и давление. Горению жидкостей в танках, как и горению их в резервуарах, свойственны опасные явления вскипания, так как растекание нефтепродукта по поверхности воды происходит с большей скоростью и на большие расстояния, чем по поверхности земли. На скорость движения горючей жидкости по водной поверхности влияют скорость ветра, течение и количество вытекающей жидкости.

На основе рассмотрения некоторых особенностей распространения пожаров в основных помещеьшях судов различного назначения можно сделать выводы, что основными путями распространения пожара являются: в жилых и служебных помещениях - открытые двери, проемы в судовых конструкциях, коридоры, открытые траповые марши и шахты, вентиляционные системы, горючие отделочные материалы и т. п.; в трюмах и МКО - обшивка бортов, переборок, окраска шахты по термоизоляционному материалу.

Пожар распространяется из одного помещения в другое за счет теплопроводности металлических переборок, перегородок и палуб в течение 10-15 мин, а через конструкции, имеющие теплоизоляционную защиту, в течение 1ч (рис. 12.14). Линейная скорость распространения горения по жилым и служебным помещениям судов составляет в среднем 0,4-5-0,5; по сгораемой отделке коридоров фанерой 1,4-*-1,8, пластиком 0,7-Н),8 м/мин. Среднее значение скорости


7 \ \ \ \-

Рис. 12.14. Схема развития пожара в трюме сухогрузного судна:

1 -машинное отделение; 2-бункер (для жидкого топлива);

3-коффердам; 4-трюм; 5-отсеки; 6-межпалубное пространство (твиндек );

7-туннсль

распространения горения в вертикальном направлении по трапам составляет 2-*-2,5м/мин.

Учитьшая вьюокую пожарную опасность судов различьюго назначения, предусматривают меры по их противопожарной защите: конструкционной защите, защите автоматическими установками пожаротушения и сигнализацией, а также передвижными средствами тушения.

Конструкционная защита судов предназначена для ограничения развития возникшего пожара за счет огнестойкости строительных конструкций, элементов систем и оборудования, сооружения специальных огнепреграждающих устройств (без применения в них огнетушащих веществ): огнестойких и огнезадерживающих переборок, палуб, заслонки, различных типов, огнепреградителей и т.д.

Защита автоматическими установками пожаротушения предназначена для прекращения горения или ограничения его распространения с помощью огнетушащих веществ. Системами тушения водой или пеной оборудуют все суда, Имущие энергетические установки, достаточные для приведения в действие пожарных насосов. От водяной и пенных систем тушения на верхнюю палубу выводят один-два стояка с соединительными головками для подачи воды или раствора пенообразователя от береговых средств или других судов.

Системами пожарной сигнализации оборудуют фузовые и рефрижераторные трюмы, некоторые служебные помещения и МКО. Станция приемов сигналов располагается на пункте ценфального пожарного поста, который, как правило, Находится на главном командном пункте.

Под защитой передвижными средствами тушения пожаров понимается Возможность тушения пожаров экипажем с помощью противопожарного оборудования, имеющегося иа судне.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 [ 56 ] 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919