+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Пожарная тактика 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

в итоге анализа общих закономерностей сосредоточения и введения сил и средств можно сделать вывод о том, что это сложный процесс, который включает в себя совокупность боевых действий нескольких подразделений по выезду, и следованию на пожар и их боевому развертыванию. Во многом этот процесс носит случайный характер (скорость движения пожарного автомобиля на пожар, скорость боевого развертывания - случайные характеристики). Поэтому процесс сосредоточения и введения сил и средств необходимо рассматривать и как разновидность случайного процесса. Без такого подхода мы слабо управляем разбросом параметров этого процесса, а отсюда и обеспечением качественного его протекания.

Независимо от наличия случайностей в процессе сосредоточения и введения сил и средств, он базируется на определенных закономерностях, вскрытие и изучение которых - одна из важнейших задач пожарной тактики, так как эти закономерности в основном и определяют эффективность боевых действий подразделений в целом.

4.2. Продолжительность сосредоточения сил и средств

Продолжительность сосредоточения сил и средств характеризуется промежутком времени от мемента выезда первого до прибытия последних вызванных (высланных) подразделений на пожар (рис. 4.1). Она складывается из продолжительности выезда и следования первого подразделения на пожар и суммы времени превышения продолжительности выезда и следования последующих подразделений по отношению к предыдущим:

в.иа

(4.1)

где Tjp, - продолжительность выезда и следования на пожар первого подразделения, мин;

и - количество вызванных подразделений на пожар, отд;

Tjjj- превышение продолжительности выезда и следования последующего подразделения по отношению к предыдущему, мин.

Рассмотрим, от каких факторов зависит продолжительность выезда и следования каждого вызванного (высланного) подразделения на пожар.

В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:

где L - протяженность маршрута следования, км;

- средняя скорость движения (следования) пожарного автомобиля по маршруту следования, км/ч.

Величина колеблется от 25 до 45 км/ч. Она может прогнозироваться на основе математико-статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле, предложенной ВНИИПО МВД России:

СЛ ~ ДB.max 1 Q

где Ujg - максимально возмажная скорость движения по данной улице; С, и - постоянные коэффициенты, соответственно учитывающие состояние дорог и тепловой режим двигателя пожарных автомобилей.

В зависимости от состояния дорог в городах С, = 0,36-0,4. Величина Cj=0,8 для летних условий и С =0,9 - для зимних.

Продолжительность сосредоточения сил и средств в минимальные сроки зависит от следующих факторов:

• точности приема адреса пожара и своевременности сообщения о нем подразделениям, вызываемым (высылаемым) на пожар;

• времени сбора подразделений по тревоге;

• правильности определения маршрутов следования подразделений на пожар.

Точность приема адреса пожара и своевременное сообщение о нем подразделениям зависит от подготовленности диспетчера. Он может сообщить подразделениям о пожаре последовательно или по селектору. При этом диспетчер может принимать самостоятельное решение о дополнительной высылке подразделений на пожар.

Время сбора подразделений по тревоге зависит от степени боеготовности, т.е. готовности к выезду и следованию на пожар.

Сосредоточение сил и средств в минимальные сроки зависит от правилыюсти определения маршрутов следования вызванных (высланных) подразделений на пожар. Это определение базируется на принципе выбора маршрутов следования, наименьших по протяженности L, или по наибольшей скорости движения и„„. За критерий оптимальности выбора маршрута следования принимается условие: маршрут следования считается оптимальным, на котором обеспечивается минимальное время прибытия подразделения на пожар.

Могут возникнуть две ситуации выбора: имеются два маршрута следования; имеются несколько маршрутов следования (рис. 4.6).




Рис 4.6 Схема возможных двух маршрутов следования подразделения из пожарной части А к месту пожара В.

При следовании от пожарной части А к месту пожара В необходимо определить возможную экономию времени движения по маршруту следования с наличием участка скоростной дороги. Это время может быть определено по формуле:

L ,/,+/2

(4.2)

где - протяженность маршрута от Л до Д по обычным улицам, равная /„ =/3 +1 +/,; Itiili- соответственно протяженность участков маршрута от Л до участка L скоростной дороги и от L до В; и, - скорость движения по Z,; - скорость движения по /ц,/, и 1.

Скорость движения на /„,/, и могут быть разные. Тогда вместо в скобках формулы (4.2) принимается среднеарифметическая скорость на /, и 1.

Решение задачи по формуле (4.2) имеет смысл при условии выполнения следующего неравенства;

/„</,+/. + /,.

При наличии некоторого множества возможных маршрутов следования возникает проблемная ситуация, которую можно решить лишь специальными методами теории исследования операций.

В этом случае задача может быть сформулирована следующим образом: имеется некоторое множество маршрутов следования от пожарной части А к месту пожара В. Требуется определить маршрут, соответствующий требованию критерия оптимальности выбора маршрута следования.

Рассмотрим элементарный пример решения сформулированной задачи.

Вначале построим сетевую модель возможных маршрутов следования (рис. 4.7).

Далее определяется количество возможных путей (маршрутов) и продолжительность следования по ним. Минимальный по продолжительности путь будет соответствовать оптимальному маршруту следования.

На графике (рис. 4.7) кругами обоначены перекрестки, а цифрами -продолжительность движения по улицам. На этом графике всего пять возможных маршрутов следования:

первый: АС; СД; ДЕ; ЕВ;

второй: АС; СИ; ИЕ: ЕВ;

третий: АИ; ИЕ; ЕВ;

четвертый: АК; КЛ; ЛВ;

пятый: АК; КЛ; ЛМ; MB.

Продолжительность следования по маршруту и количество перекрестков на них приведены в (таблице 4.1).

Из (таблицы 4.1) видно, что по продолжительности минимальными оказались два пути: третий и пятый. Возникает вопрос: "Какой путь выбрать за оптимальный?"


Рис 4.7 Сетевая модель возможных нескольних маршрутов следования подоазделения из пожарной части А к месту пожара В.



Номер маршрута

Суммарная продолжительность следования iro i-MV маршруту

Количество перекрестков на i-M маршруте

2+3+2+2=9

2+1+3+2=8

2+3+2=7

3+1+4=8

3+1+2+1=7

только 2 перекрестка, а на пятом -3.

В районах обслуживания частей может находиться до 200 и более улиц с большим количеством перекрестков.

При наличии такого количества улиц в районах обслуживания частей и необходимости сосредоточения значительного ко;шчества сил и средств на пожар расчеты по определению оптимальных маршрутов следования потребуют привлечения большего количества людей и временных ресурсов, особенно если учесть динамику скоростей движения автомобилей в крупных городах в течение суток. В этом случае возникает явная необходимость привлечения ЭВМ. Опыт привлечения ЭВМ для этих целей имеется в гарнизонах пожарной охраны.

Определение оптимальных маршрутов следования для сосредоточения значительного количества сил и средств на тот или иной обьект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактичсских учений.

4.3. Продолжительность введения сил и средств

Продолжительность введения сил и средств характеризуется промежутком времени от начала боевого развертьшания первого прибывшего подразделения на пожар до окончания развертьшания всех подразделений, необходимых для выполнения задач по тушению пожара. Она складывается из продолжительности боевого развертывания первого прибьшшего подразделения на пожар и суммы времени превышения продолжительности боевого развертьта1шя последующих подразделений по от!Юшению к предыдущим;

(4.3)

где т.! - продолжительность боевого развертывания первого подразделения, прибьшшего на пожар;

и - количество отделений, осуществляющих боевое развертьшание;

Tg. - превышение продолжительности боевого развертьшания последующего подразделения по отношению к предыдущему.

Рассмотрим, от каких факторов зависит продолжительность боевого развертьшания каждого подразделения, участвующего в процессе введения сил и средств.

В общем виде продолжительность боевого развертывания подразделения может определяться по формуле:

г =

где - расстояние от мест установки пожарного автомобиля до боевой позиции ствола, м; - скорость боевого развертывания, м/мин.

Скорость боевого развертывания зависит от условий обстановки на пожаре, физической натренированности, тактической и психологической подготовки личного состава подразделений, типов и видов вводимых стволов, мест их введения, способов и приемов боевого развертывания.

При прочих равных условиях скорость боевого развертывания зависит от способов и приемов развертывания.

Существуют следующие способы боевого развертывания: ручной, механизированный, комбинированный.

Естественно, что наиболее эффективными являются механизированные способы развертывания. Однако они могут осуществляться относительно редко. Чаще всего применяются комбинированные способы развертьшания.

Основным показателем боевого развертывания является скорость прокладки рукавных линий. Она зависит от приемов их прокладки, которые можно разделить на две группы:

• развертывание по горизонтальным поверхностям. Например, приемы прокладки магистральных линий из скаток, из гармошки или с помощью рукавных катушек и автомобилей;

• развертывание по вертикали. Например, приемы прокладки рукавных линий по маршам лестниц, между маршами, с использованием спасательных веревок и др.

Продолжительность введения сил и средств во многом зависит от оптимальности определения вида насосно-рукавных систем, т.е. схем боевого развертывания. В основу этого определения может быть положен при1щип выбора насосно-рукавных систем, позволяющих обеспечить необходимую подачу огнетушащих веществ на наибольшее расстояние или на наибольшую высоту за минимальное время.

За критерий оптимальности выбора насосно-рукавных систем в процессе введения сил и средств принимается условие: насосно-рукавная система считается



0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919