+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Пожарное вооружение 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 [ 32 ] 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

7. По коэффициенту быстроходности - тихоходные, нормальные, быстроходные, диагональные и пропеллерные.

Центробежные насосы обладают следующими технн-ческнмп и эксплуатационными преимуществами по сравнению с насоса.ми вытеснения:

1) .имеют значительно меньшие raapirrbi и массу при одинаковых показателях;

2) ;бЫСтроходны, обсоиечи.вают удобство привода от двигателей внутреннего сгорания или электродвигателей;

3) просты но конструкции п надежные эксплуатации;

4) обладают меньшей чувствительностью .к механическим нримесям, так как отсутствуют клапаны;

5) обоспечнвают раВ(НОмериуго подачу воды и простое регулирование в широких пределах нроизводительно-сти;

6) обеспечивают возможность работы <«на себя», что очень важно при временном нрекрап1внии подачи воды, а также в зимнее время;

7) при больших расходах имеют более высокий к. н. д.

Однако центробежны.м насосам присущи и недостатки, которые заключаются в следующем:

1) при пуске не могут самостоятельно забирать воду, т. е. не являются са.мовсасьшающнми, поэтому требуют устройства вакуу.мных или зал.пвных систем;

2) на.пор, создаваемый насосом, падает при увеличении про.нзводительности;

3) подвержены кавитации при определенных режимах ра;боты. Центробежные насосы являются ооновнымн агрегатами, ишользуемыми для целей пожаротушения. Они применяются для подачи зоды, иены, ог.пегаситель-ных составов от пожарных автомобилей, мотопомп и ста-ционарНЫх установок пожаротушения.

§ 47. КОНСТРУКЦИИ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ Н.А.СОСОВ

Широкое распространение в настоящее время получили насосы, обеспечивающие пода:чу воды в количестве 30, 40, 60 и ПО л/с. Для унификации и сокращения номенклатуры производства предусматривается выпуск трех насосов. Насос универсальный с подачей воды 40 л/с. Устанавливается на пожарные автоцистерны ГАЗ

с ограничением подачи до 30 л/с. Для пожарных авто.мо-бнлен ЗИЛ н «Урал» выпускается этот же насос, приспособленный для заднего ,н среднего расположения. Насос с подачей воды 60 л/с •нред11азначен дл?! установки на тяжелых автоцистер.нах на шасси автомобиля КрЛЗ. Насос ПН-110 устанавливают на нсредвн/кных насосных станциях.

Пожарный насос ПН-ЗОКФ является ц.щтробежным, одноступенчатым консольным насосом, без направляющего аппарата (рнс. 66).


Рис. 66. Пожарный пае-ОС П1-1-,30ФК

Корпус насоса 13 отлит из серого чугуна. В центре корпуса предусмотрен колодец для устатювкн шарикоподшипников 4 и 9 (No 309 и Ко 50309) и уплотнительного 2. Внизу и вверху колодца расположены отверстия: нижнее дренажное для отвода наружу канель воды, просачивающихся через уплотнение, и (верхнее для подвода смазми к каркасным сальникам нз масленки . Кроме того, колодец имеет спускное отверстие и заливное отверстие, а также контрольный щуп для онределе-Н1ия уровня масла, заливаемого в колодец для смазки шарикоподшипников.

Снаружи колодец имеет два прилива с отверстиями для креплетшя к раме автомобиля. Па торцовой поверхности колодца находятся пять резьбовых гнезд для шпилек, крепящих корпус привода тахометра 6. Со стороны



корпуса iB торце колодца расположены восемь резьбовых ГНС31Д для .крепления уилотнительного стакана 2. Винты зашплинтованы проволокой диаметром 1,6 мм.

Внутри корпуса насоса нредусмотрон кольцевой прилив для установки унлотнитсльнсго кольца /, которое фиксируется четырьмя винтами (МбХО)- По впешпей боковой поверхности корпуса отлиты две спирали отвода, порехсдяп{ис в диффузоры, закапчивающимися фл.а.1ща-МП для креилепня .напорных задвижек. На верхней спирал.н отвода предусмотрен прилив с каналом для установки вакуум-клапана. На (ИНЖНсй спирали выполнен .илатик для устатоБкп сливного краппка 2/. Правьп! диффузор имеет нрплНВ с двумя резьбовыми гнездами для креплении стационарного пеносмосителя, а левый диффузор - илатик для устаисвки манометра высокого давления.

На в,иеш1Ней задней поверхности корпуса насоса расточен фланец и в специальных приливах выполнено 12 резьбовых гнезд для шнплек, крепящих крышку пасоса 75.

Крышка насоса 15 отлита из чугуна, центрируется в корпусе при HOMOHw цилиндрической нопер.хпости, вхо-дян1ей Б расточку. Соединение крышки с корпусом уплотняется при .noMOHiH резинового кольца. В центре крьпнкп отл,ит оссБоп подвод и имеется уплотнительное кольцо. На подводе сверху усгановлен мановакуумметр, слева - флаиец для креплання трубы, подающей воду из цистерны, а справа - платик для крепления резинового стакана, соединяющего стационарный пеносмеситель с псасываюн1им подводом. В.низув прилнвепареза-но гнездо для гнпилькп, крепящей насос к р.а.ме авто.мобиля. Сзади, на торцевой поверхности подвода, имеются тесть приливов для резьбовых гнезд шн,илбк, крепянщх всасываюпиий патрубок 14. Для уплотнения соединения .патрубка и подвода прокладывают морозостойкую резину. Патрубок имеет резьбовые отверстия для подключения системы донол1Н1тельного охлаждения двигател1я. В нерабочем положении всасывающий патрубок закрывается заглушкой 16.

Вал насоса 5 пзтотовлен из стали марки 40Х, ступенчатый, расположен в двух .Н1арикоподшипн,иках. На участке, сонрикасаюн1емся с уплотнительнымн ма.нже-тами сальников, вал .хромирован. Передний конец вала имеет резьбовую {1М22Х1.5) и далее шлицевую части.

На .шлицевой части посажены распорная втулка с червяком привода тахометра, Н1айба н фланец 8 карданного шарнира. Распорная втулка крогштся на валу при .помощи винта и фиксирует на пгейке вала внутреннюю обойму шарикоподшипника. Фланец 8 имеет шлнны н закреплен на валу шайбой и короинсП гайкой.

Червяк привода тахометр.! и сопряженная с ним шестерняПривода (передаточное отнон1снне 1:-1) закрыты корпусом привода та.чометра, который в то же вро.мя зажимает стопорную пгайбу, фидсснрующую наружную обойму подшипника. Ввод муфты фла1ща 8 в KOpnvc 6 уплотнен резиновым автомобильным салыш-ком 7. У заднего 110дпщп1Н1ка 4 внутренняя обонма ук-раиле.на на валу нрп помошн стопорного кольца, а Бнентяя обонма установлена без крепления в колодце корпуса иасоса. Благодаря этому подшшптк может переметаться в осевом нанравленн.и и компенсп-ровать температур1ные деформации вала.

Рабочее колесо 19 отлито из чугуна, оно имеет семь лопаток двоякой кривизны На входе iB колесо н радиальных на вы.ходе нз колеса. Расчетный диаметр колеса 320 мм. Рабочее колесо консолыю посажено на вал диаметром 32 мм с помоп1ЬЮ двух призматических шпонок 12 (10X8X50) и фиксируетсягайкой /7 со стопорнсн шайбой. Относительно стенок корпуса насоса положение рабочего колеса регулируется шайбами. Разгрузка осевых усилий .нроизво,днтся при помощи сем.и огверс-тнй дна.мстром 10 мм, .нрссверлснных во втулке рабочего колеса.

Вал (рис. 67) уплотняют четырьмя каркасными саль-ннкам,и ЛСК-45 со спиральными пружинками. Сальники установлены в стакане и закреплены в .нем при помощи распорного и стопорного колец. Меж.ду первым и вторым салыткамн установлено дренажное кол1)ЦО, в котором собираются капельки поды, 1просочнв1П1неся через ун-.ютнснне. Мслду вторым и третьим сальниками \ ста.нов-леио маслораснределнтельное кольцо. В него подается смазка из колначковой масленки. Сальники являются самоуплотняюншмися, первые три сальника работают при избыточном давлении в полости насоса, а четвертый сальник работает при создании вакуума.

Напорные задвижки насоса в и и т о в о-т о тин а.

В корпусе задвижки шарнирко установлен тарельча-



шт&т


Рис. 67. Уплотнение вала ценгробеж-luiro насоса

/ - стака.н уплотните.-хьный; 2 - спираль ные пружинки; 3 - маслораспределнтел!,-иое кольцо; - распорные кольца; 5-ре-.чнповые каркасные сальники; 5 - дренажное кольцо; 7 - стопорное кольцо

Piic. 68. Вакуумная система насоса ПП-ЗОКФ

/ - рычаг; 2 -тяга; 3 - выхлопные трубы двкгателя; 4 - газоструйпый вакуум-а[1-нарат; 5 -трубопровод к вакуум-клапану, с - глушитель; 7 и 9 - патрубок; 8 - фланцы (заглушка); /О - кожух; - вакуум-клапан


6 18 9

тын клапан ,с резиновой подушкой. В клапан упирается шток, резьбовая часть которого проходит через гайку, а вор.чняя цилиндрическая часть уплотнена набнвны.м сальником. Открывание и закрывание задвижки производится при но.мощи маховичка.

Вакуумная система ПН-ЗОКФ. Предварительное заполнение водой всасыва10Н1ей линии и насоса прн заборе воды из водоема осугцоствлястся вакуумной системой (рис. 68).

Она состоит пз газострупного вакуум-аппарата 4, работающего за счет энергии вычлогьных газов двигателя; вакуум-кланана , трубопровода 5, соедипяюп1:его вакуум-аппарат с вакуум-клапаном, и механизма управления вакуум-аппаратом. Газоструйный вакуум-аппарат вмонтирован в выхлопной тракт двигателя, вакуу.м-клэ-пап установлен на корпусе насоса. Рычаг управления вакуу.м-аппаратом размещен в насосно.м отсеке. В одном блоке с газоструйным вакуум-аппарато.м смонтирована и газовая сирена, рычаг управления которой расположен в кабине водителя.

А I!


Рис. 69. Блок газоструй-иого вакуум-аппарата н газоной сирены

/ - корпус; 2 -заслонка; 3- сопло; 4 -диффузор; 5 и 9 - пружины; 6 а S - рыча ги; 7-ось; /О-крышка; - распределитель; 12 - резонаторы

Рис. 70. Вакуумный клапан


Блок газоструйного вакуум-агтарата и газовой сире ны (рис. 69) имеет обнще дета.ти - корпус / пз чугуна, крышку 10, фланцы для присоединения к выхлопному тракту двигателя н крепежные детали.

В нижней части корпуса / расположен коленчатый патрубок, к которо.му нрпфланцован диффузор 4 с соплом 3. Внутри корпуса размещена заслонка 2, укрепленная на оси 7. Заслонка и ось выполнены из жаропрочной стали. Ось заслонки опирается на бронзовые втулки, одна из которых сна.бжена сальниковой набивкой-уплотнителем, вторая является глухой. На квадрате торца оси смонтировал: новоротный рычаг 6. Пружина 5, связыва-юп1:ая рычаг с кронштейном, удерживает заслонку в крайних ее .положениях. Места соединении деталей вакуум-аппарата уплотняются асбестовыми прокладками.

Принцип действия вакуум-аппарата оонован на явлении эжекции. Прн горизонтальном положении заслонки 1выхлоппыс газы свободно проходят через корпус к глушителю. При включении вакуум-а.ннарата зас.го.пка перемещается в вертикальное положение, перекрывает



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 [ 32 ] 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919