+7 (812) 755-81-49 +7 (812) 946-37-01 |
|
Главная Пожарная профилактика строительства 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 Глава 14 НОРМИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВА И РАЗМЕРОВ ЭВАКУАЦИОННЫХ ВЫХОДОВ И ПРОТЯЖЕННОСТИ ПУТЕЙ ЭВАКУАЦИИ 14.1. Эвакуационные выходы и пути Безопасность людей в здании и сооружении на случай пожара обеспечивается целым комплексом объемно-планировочных и коп структивных решений и организационных мероприятий. Особое зил чение для своевременной эвакуации людей имеют количество и ре ; меры эвакуационных выходов и путей. Во внутренних и наружных стенах зданий имеются различны-проемы, разнобразные пути движения людей (проходы, фойе, кора доры, лестницы и т. п.). Однако не каждый проем можно считать эвакуационным выходом и не каждый путь - эвакуационные путем. К эвакуационным выходам и путям относятся только такал которые обеспечивают безопасное удаление людей от источника опасности за пределы здания или сооружения. Выходы считаются эвакуационными, если они ведут: а) из помещения первого этажа непосредственно наружу и • i через вестибюль, коридор, лестничную клетку; б) из помещений любого этажа, кроме первого, в коридор, вед; щий в лестничную клетку, имеющую выход непосредственно на«\ жу, или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридороч перегородками с дверями; в) из помещения в соседнее помещение на том же этаже, обе печенное выходами, названными в пунктах а и б, за исключение,! случаев, указанных в главах II части СНиПа. Специализированные и отраслевые нормы проектированпа предъявляют к эвакуационным выходам дополнительные требона ния. Например, выходы из производственных зданий в сторону на ружных установок или этажерок являются эвакуационными, ее а расстояние от них до этажерки и оборудования открытой взрыв. > опасной установки составляет не менее 10 м. В зданиях повышеч ной этажности эвакуационными являются, как правило, выходи только в незадымляемые лестничные клетки. Все выходы, не удовлетворяющие этим требованиям, не счит ются эвакуационными и з расчет не принимаются. Эвакуационные пути - пути, ведущие к эвакуационным выхода а и обеспечивающие безопасность людей в течение необходимого в:> мени эвакуации. Примерами путей эвакуации являются проходы, коридор: и фойе, кулуары, лестницы, вестибюли, в которых путем специалы объемно-планировочных и конструктивных решений обеспечизс ся незадымляемость в течение необходимого времени эвакуап, Лифты, эскалаторы и другие механические средства передвижения, как недостаточно надежные пути эвакуации, при расчетах не учитываются, так как механический привод связан с источником энергии, который при пожаре или аварии может выйти из строя. В литературе встречаются понятия «запасный выход» и «второй выход». Запасный выход - выход, который удовлетворяет требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, но в обычных условиях не используется, он может быть использован лишь в случае пожара. Опыт свидетельствует о том, что при эвакуации люди пользуются только выходами, которыми они пользовались в нормальных условиях и которые им хорошо известны. Поэтому принимать в расчет эвакуации запасный выход не следует. В настоящее время понятие «запасный выход» из норм исключено. Второй выход - выход на наружную пожарную лестницу, отвечающую по конструктивному исполнению определенным требованиям. Второй выход предусматривается в тех случаях, когда как по протяженности путей эвакуации, так и по пропускной способности достаточно одного эвакуационного выхода, а для гарантии безопасности людей требуется не менее двух. Выход на наружную пбжарную лестницу является, по существу, запасным выходом и в расчетах эвакуации не учитывается. Учитывая ненадежность этого выхода, нормы проектирования разрешают его устройство только в виде исключения, при этом в зависимости от этажности , и назначения здания ограничивается количество эвакуирующихся. В общественных зданиях по наружным пожарным лестницам эвакуация допускается только из помещений второго этажа. В зданиях, связанных с обслуживанием детей и больных, наружные пожарные лестницы в качестве второго эвакуационного выхода не предусматривают. В заключение рассмотрим примеры определения эвакуационных выходов,. На рис. 14.1 показаны планы этажей общежития. Если анализировать только планы 2-4 этажей, можно прийти к ошибочному выводу о том, что из каждого этажа имеются три эвакуационных выхода. При рассмотрении же плана первого этажа выясняется, что правильно выполнен только выход из лестничной клетки в - непосредственно наружу. Выход из лестничной клетки а выполнен в коридор первого этал<а, а из лестничной клетки б наружу через вестибюль, не отделенный от коридора перегородками с дверями. В случае пожара в каком-либо помещении первого этажа дым заполнит коридор и вестибюль первого этажа, что затруднит или даже сделает невозможной эвакуацию по лестничным клеткам с и б. Таким образом, несмотря на то, что в здании имеются три лестничные клетки, требование норм о наличии, как минимум, двух эвакуационных выходов из каждого этажа здания не выполнено. План 1 этажа Планы 2-5 этажей Рис. 14.1. Планировка общежития На рис. 14.2 показаны планы этажей универмага. Анализ имен щихся выходов показывает, что только один выход на лестничку клетку а, имеющую непосредственный выход наружу, являет-эвакуационным. Лестница б является открытой, не имеет дестнп ной клетки, защищающей эвакуируемых от воздействия опаснь факторов пожара. Наружная пожарная лестница не учитываете в расчетах эвакуации, кроме того, в общественном здании, к.-; отмечалось выше, эвакуация по наружной лестнице в люде с третьего этажа не допускается. Таким образом, из третье и второго этажа имеется только по одному эвакуационному вых ду вместо двух, требуемых нормами проектирования. 1 L-i. □- Рис. 14.2. Планировка универмага 14.2. Принципы нормирования количества и размеров эвакуационных выходов и размеров путей эвакуации Нормирование количества и размеров эвакуационных выходов и размеров эвакуационных путей направлено на то, чтобы процесс эвакуации был кратковременным, заканчивался раньше, чем появится опасность для здоровья и жизни человека. При проектировании эвакуационных выходов и путей должны соблюдаться следующие условия безопасности: 1. Фактическая протяженность путей эвакуации не должна превышать требуемую: 2. Суммарная фактическая ширина эвакуационных выходов должна быть не менее требуемой: 3. Фактическое количество эвакуационных выходов должно быть не меньше требуемого нормами минимального количества выходов: пФ>пТ11. 4. Ширина эвакуационного выхода должна находиться в интер-нале между минимально и максимально допустимыми размерами: бт1„<бф<6,пах. Если условия безопасности выполняются, то размеры эвакуационных путей и выходов и их количество установлено правильно и проект в этом отношении соответствует требованиям норм проектирования. Если хотя бы одно из условий безопасности не выполнено, проект не обеспечивает безопасность людей и нуждается в переработке. Для проверки соблюдения условий безопасности необходимо уметь определять величины /„„ /тр, 26ф, 261р, пф, пт,„ бшщ, 6,„ах. Рассмотрим методику определения этих величин. В настоящее время существуют два принципа нормирования суммарной ширины эвакуационных путей и выходов и протяженности путей эвакуации. В соответствии с первым принципом размеры путей эвакуации определяются расчетом, исходя из необходимого времени эвакуации. Методика расчета сформулирована в главе СНиП «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений». Такой принцип нормирования является научным, объективным, оптимальным, так как учитывает большинство факторов, влияющих на процесс эвакуации. Недостатком является трудоемкость расчетов. В соответствии со вторым принципом в нормах проектирования приводятся готовые нормативы в виде цифр: суммарная ширина эвакуационных выходов и путей 2бтр и протяженность путей эпа куации /тр. Расчета этих величин не требуется, они сравнителен> просто определяются по таблицам норм. Несмотря на удобство в определении размеров выходов и и\ тей, такой способ нормирования имеет существенные недостатки, и главный из них заключается в умозрительности, недостаточном обоснованности нормативов. Например, для большинства помет. кий независимо от их реальной пожарной опасности, условий эса куации, возраста и контингента эвакуирующихся была установи на одна и та же норма суммарной ширины эвакуационных выхоеи и путей (0,6 м на 100 человек). При нормировании протяженное> и путей эвакуации не всегда учитываются ширина путей эвакуаспи и реальные параметры движения. Эти недостатки известны рази t ботчикам норм, и в настоящее время при переработке норм де.м ются попытки замены прежних таблиц новыми, составленными а а основе расчетов по методике, изложенной в СНиП П-2-80. Хагее терным примером такого подхода являются нормы проектирована а производственных зданий и сооружений СНиП П-90-81. Протяженность путей эвакуации. Требуемая протяженно<о. путей эвакуации определяется в соответствии со СНиПом по таи лицам или расчетом. Для общественных зданий протяженность путей эвакуа;..... определяется в зависимости от назначения, фактической степ им огнестойкости и вида планировки здания. Для производственных зданий протяженность путей эвакуации по помещению и корила ;>\ определяется по табл. 4 и 5 СНиП П-90-81 в зависимости от обтема помещения, категории производства, степени огнестойкости за ния и плотности людского потока. В открытых производственных установках (этажерках) при размещении аппаратов с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями нормируется расстоиаа между лестницами по периметру установки (обычно 80 м). Фактическая протяженность путей эвакуации определяется п.. проекту или реальному объекту. При этом необходимо учитыв .-> о некоторые особенности нормирования протяженности путей эвакуа ции. Так, в общественных зданиях нормируются предельные рс стояния в помещениях, а также протяженность путей эвакуации от дверей помещения до ближайшего выхода наружу или на ле< i ничную клетку (рис. 14.3а). В производственном здании коридорного типа протяжение: а путей эвакуации нормируется от наиболее удаленного рабочем места в помещении до выхода наружу или на лестничную клете т. е. путь внутри помещения и путь по коридору еуммируюеа (рис. 14.36). Это связано с особенностями производственных зла ний, характеризующимися быстрым распространением пож-д i и быстрым задымлением путей эвакуации. В случае применения в здании открытых лестниц (рис 14.3в, г, в соответствии с нормами проектирования выход на нее не яв-;Ltc« эвакуационным, так как человек не оказывается в безопасности Поэтому фактическая протяженность путей эвакуации измеряется от наиболее удаленного рабочего места до наружного вы-хода, т. е. 1ф=Ы-Ь+1з- LtvlL 2 1+ jS ,-- :=ш= д. I, I i 4i и,-j п м т- Ргс 14 3 Определение протяженности путей эвакуации: а „обиженном эдаиии корпдорио па; 6 - «о»™™- 0. д - !фи устройствеэтажерок Суммарная ширина эвакуационных выходов и путей. Требуемая суммарная ширина эвакуационных выходов и путей может определяться расчетом и по таблицам СНиПов, разработанным на основе расчетов. Однако в настоящее время в ряде глав СНиПов еще сохранились недостаточно обоснованные, умозрительные нормативы, не учитывающие реальную пожарную опасность, определяющую необходимое время эвакуации, и реальные условия движения людей при эвакуации. Поэтому в настоящее время при переиздании глав СНиПов разрабатываются научно обоснованные таблицы, основанные на тщательных расчетах и учитывающие специфику объектов. Например, в производственном помещении количество людей на 1 м ширины эвакуационного выхода (двери) из помещения и из кори- 8 в* |
© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование Поддержка сайта: rcsz-tcc.ru@r01-service.ru +7(495)795-01-39, номер 607919 |