+7 (812) 755-81-49 +7 (812) 946-37-01 |
|
Главная Пожарная профилактика строительства 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 [ 66 ] 67 68 69 70 71 72 73 74 75 ности или отдельным видам работ: СНиП П-26-76 «Кровли», СН 512-78 «Инструкция по проектированию зданий и помещений для ЭВМ», СН 75-76 «Инструкция по проектированию установок автоматического пожаротушения», СН 544-82 «Инструкция по проектированию электрооборудования жилых зданий», ВНТП 28-79 «Противопожарные нормы проектирования предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности», ГОСТ 12.4.009-75 «Указатель пожарных колодцев», «Руководство по определению пределов огнестойкости и пределов распространения огня», «Правила техники безопасности и пожарной безопасности при производстве окрасочных работ» и др. К пятой условной группе нормативных документов следует отнести директивные указания по вопросам пожарной безопасности Госстроя СССР, Госгражданстроя РСФСР, МВД СССР, указания и рекомендации ГУПО МВД СССР, издаваемые совместно с другими министерствами и ведомствами, разъяснения по вопросам толкования отдельных требований СНиПа, которые могут даваться только Госстроем СССР или научно-исследовательскими и проектными организациями - авторами-разработчиками этих нормативных документов. Все эти документы носят актуальный характер, поскольку часто разрабатываются на основе опыта и анализа крупных пожаров, научно-исследовательских работ, огневых испытаний. Так, вводу в действие с 1 января 1982 г. СНиП П-2-80, которым было запрещено применение в качестве утеплителя плитного пено-полистирола в покрытиях производственных зданий I и II степеней огнестойкости со стальными несущими конструкциями и металлическим профилированным настилом, предшествовало в октябре 1980 г. директивное указание Госстроя СССР по этому вопросу. Примером нормативного документа указанной условной группы могут служить «Указания о порядке рассмотрения и согласования органами государственного пожарного надзора проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», изданные в 1983 г. ГУПО МВД СССР по согласованию с Госстроем СССР; «Рекомендации по проектированию автоматических установок пожаротушения для высотных механизированных стеллажных складов универсального назначения высотой до 13 м», утвержденные ГУПО и ВНИИПО МВД СССР и согласованные со Специальным проектно-конструкторским бюро противопожарной автоматики Минприбора СССР в октябре 1982 г. и многие другие. В большинстве нормативных документов нет специального раздела противопожарных требований, и меры пожарной безопасности изложены в них в общем контексте с другими требованиями. Это обстоятельство создает трудности при разработке системы пожарной защиты объекта в ходе его проектирования. Нормативно-технический работник должен уметь выделять противопожарные требования среди технологических, санитарных и других требований. При этом важно соблюдать следующий порядок пользования нормативными документами: при разработке мер пожарной безопасности по СНиПам второй условной группы должны учитываться нормативные требования первой и пятой условных групп; при разработке мер пожарной безопасности по СНиПам третьей условной группы должны учитываться нормативные требования первой, второй и пятой условных групп и т. д. Ведомственные нормативные документы носят подчиненный характер по отношению к СНиПам второй части и не должны им противоречить. К примеру, при проектировании мер пожарной безопасности для здания котельной необходимо учесть в первую очередь противопожарные требования СНиП П-35-76 «Котельные установки» (третья условная группа). После этого должны быть учтены противопожарные требования СНиПов по проектированию производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий - СНиП П-90-81 и СНиП Н-92-76 (вторая условная группа), о чем указано в пункте 3.1 СНиП Н-35-76 «Котельные установки». Кроме того, должны быть выполнены все требования по огнестойкости, противопожарным преградам и эвакуации, изложенные в СНиП П-2-80 и стандартах (первая условная группа), а также все существующие на данный момент времени дополнительные требования по проектируемому зданию, изложенные в нормативных документах пятой условной группы. 24.2. Направления и виды надзора В основу надзора за противопожарной защитой объектов народного хозяйства в стадии проектирования положена проверка проектной документации. Проверка проводится в проектных организациях и на стройках с целью выявления качества и полноты технических решений по обеспечению пожарной безопасности объектов. Проектная документация по каждому объекту состоит из нескольких частей. В зависимости от назначения объекта и объема проектирования проектная документация может состоять из следующих частей: генерального плана, архитектурно-строительной части проекта, инженерного оборудования здания, специального оборудования здания системами противопожарной защиты, технологической части проекта, проекта сметной стоимости строительства, проекта организации работ. В зависимости от поставленной задачи экспертиза проектной документации в части соответствия ее требованиям пожарной безопасности может иметь следующие направления: комплексная проверка, когда экспертизе подвергаются все части проекта; специализированная проверка, когда экспертизе подвергается одна часть проекта; целевая проверка, когда при экспертизе выясняется один из вопросов, относящихся к одной части проекта (конструктивный - устройство стен лестничных клеток; планировочный - уст- ройство входов на незадымляемые лестничные клетки; обеспечение противодымной защиты - площадь и расположение дымовых люков, аварийное освещение в электротехнической части проекта и т. п.). Комплексная проверка, как правило, осуществляется бригадным методом, а специализированная и целевая проверки могут проводиться отдельными специалистами. В зависимости от выбранного метода экспертизы проектной документации различают следующие виды проверок: полная проверка, когда подвергаются систематической проверке все элементы проекта; выборочная проверка, когда элементы проекта проверяются выборочно на основе предыдущего опыта экспертизы проектов, анализа характерных ошибок и недочетов в проектировании систем пожарной защиты объектов; комбинированная проверка, когда полностью проверяется какая-либо одна или несколько частей проекта и выборочно проверяются остальные части проекта. Как правило, полной проверке подвергаются генеральный план, архитектурно-строительная часть проекта, специальное оборудование систем противопожарной защиты, выборочной проверке подвергаются остальные части проекта. Но вне зависимости от того, что и как проверяется в проектах, к экспертизе проектной документации предъявляются следующие требования: полнота и тщательность проведения экспертизы проекта по выбранному направлению и виду проверки; своевременность выявления отступлений от противопожарных требований СНиПов, стандартов, указаний и инструкций, действующих в момент проведения экспертизы; техническая возможность и экономическая целесообразность предлагаемых в ходе проверки решений по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений. Полнота и тщательность проведения проверки предполагает такую проверку проектной документации, при которой выявляются все нарушения противопожарных требований действующих нормативных документов. Это достигается соответствующей квалификацией и подготовкой нормативно-технического работника, опытом практической работы по экспертизе проектов, хорошими знаниями и владением общих и частных методик проведения экспертизы. Практика показывает, что большинство допущенных в проектах отступлений от противопожарных требований нормативных документов рано или поздно обнаруживаются на одной из стадий надзора. Однако разработка и принятие мер пожарной безопасности на действующих объектах и даже при их строительстве связаны с известными трудностями и дополнительными затратами. Подобные решения удлиняют сроки строительства объектов, а в ряде случаев не могут быть приняты своевременно к реализации по объективным причинам. Хорошими следует признать такие результаты проверки, когда проектная документация, по которой выявлены противопожарные недочеты, еще не отправлена в производство работ или по ней не составлены и не отправлены заказные спецификации на изготовление оборудования. В этих случаях ошибки легко устраняются путем аннулирования при хранении в архиве или изъятия из процесса проектирования тех листов чертежей, по которым выявлены недочеты, и выпуска новых чертежей (под новыми номерами и индексами). Предлагаемые нормативно-техническими работниками решения по противопожарной защите зданий и сооружений должны обосновываться нормативными документами. Нормативно-технические работники, проводя экспертизу проектной документации, должны не только выявлять отступления от действующих нормативных документов, по п вносить свои рекомендации и предложения технических решений частных или комплексных вопросов противопожарной защиты. Решения по противопожарной защите должны быть итогом всестороннего обсуждения указанных вопросов с представителями проектной и строительной организаций, заказчика, а в сложных случаях - и со специалистами смежных областей знаний. В случае завышения требований по противопожарной защите зданий и сооружений следует четко обосновать необходимость этого, а также получить письменное согласие со стороны проектной организации и заказчика (обычно это оформляется протоколом совместного совещания заинтересованных сторон). 24.3. Контроль за выполнением предписаний госпожнадзора Результаты проверки проектных организаций и строек могут быть оформлены различными документами: письмами, предписаниями и др. В соответствии со сложившимся опытом нормативно-технической работы, по результатам проверки проектов и проектных организаций составляются письма. Письмо составляется после проверки проектной документации, разработанной на стадии технического проекта. Предполагается, что в этом случае еще имеется достаточно времени для внесения в проект необходимых изменений и дополнений, для принятия соответствующих организационных решений по предотвращению нарушений противопожарных требований нормативных документов (повторная проверка проектной организации и пр.). При выявлении нарушений противопожарных требований в рабочих чертежах представитель госпожнадзора может дать руководителю проектной организации предписание. Этот документ подтверждает категоричность требований и безусловную обязательность исполнения предписания в установленные сроки. Вместе с тем при обнаружении нарушений противопожарных требований, допущенных на стадии проектирования или в ходе строительства или реконструкции зданий и сооружений, представитель органа госпожнадзора имеет право привлечь виновных к ответственности в сответствии с административным законодательством союзных республик. Органы госпожнадзора, осуществляя в рамках социалистической законности административную практику, должны руководствоваться нормативными актами, предусматривающими административную ответственность за нарушение норм и правил пожарной безопасности. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 612 от 3 июня 1963 г. Совет Министров РСФСР 16 октября 1963 г. принял постановление № 1218 «Об установлении штрафов за нарушение правил пожарной безопасности». Указанным постановлением органы государственного пожарного надзора могут налагать в административном порядке денежные штрафы на должностных лиц. и граждан за нарушение или невыполнение ими правил пожарной безопасности при проектировании и строительстве соответствующих объектов, за нарушение правил пользования и содержания противопожарного инвентаря, автоматических средств обнаружения и тушения пожаров, если по действующему законодательству указанные нарушения не влекут за собой уголовной ответственности. Этим же постановлением установлено, что правом составления протоколов о нарушениях правил пожарной безопасности, помимо должностных лиц госпожнадзора, пользуются начальники добровольных пожарных дружин, члены пожарно-технических комиссий предприятий (объектов), общественные инспектора и уполномоченные по пожарной охране, работники милиции и начальствующий состав ведомственной пожарной охраны. Административную ответственность за выполнение противопожарных требований СНиПов несут главные инженеры и главные архитекторы проектов проектных организаций, а за нарушение противопожарных требований СНиПов в ходе строительных работ и «Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ» - начальник строительства, начальники строительных участков, цехов, прорабы и другие должностные лица, на которых эта ответственность возложена в соответствии с приказами начальника строительства. Протокол о нарушении правил пожарной безопасности является основным документом в деле об административном проступке. Он должен констатировать факт обнаруженного нарушения СНиПа или правил пожарной безопасности, указывать, какие именно пункты требований СНиПа или правил нарушены и кто несет за это ответственность. При составлении протокола должно быть точно установлено, какие отступления от СНиПов допустил главный инженер или главный архитектор проекта, указаны наименование проекта или чертежа, его архивный номер, дата выпуска и четко квалифи- цировано нарушение противопожарных требований СНиПа по соответствующим пунктам, которые должны иметь прямое отношение к указанным в протоколе проектным документам. В качестве свидетелей, удостоверивших факт нарушения противопожарных требований, зафиксированный в протоколе, рекомендуется привлекать проектировщиков или строителей. Должностное лицо госпожнадзора, которому предоставлено право налагать административные взыскания, при получении протокола о нарушении противопожарных норм и правил вместе с объяснением нарушителя, докладной запиской представителя госпожнадзора, составившего протокол, и другими материалами (чертежи, предписание и др.) принимает одно из следующих решений: передать материал в товарищеский суд или общественную организацию для принятия мер общественного воздействия; направить материал на рассмотрение административной комиссии при исполкоме райсовета; направить материал руководителю предприятия, учреждения или организации для наложения дисциплинарного взыскания; вынести постановление о наложении административного взыскания (штрафа). Такая мера административной ответственности, как штраф, должна применяться в случаях, если меры общественного или дисциплинарного воздействия будут признаны недостаточными. Органы госпожнадзора в качестве меры административного пресечения имеют право приостанавливать функционирование предприятия, здания, сооружения, отдельного помещения, производственного участка или агрегата, если при нарушении правил пожарной безопасности создается непосредственная угроза возникновения пожара. Это право им предоставлено «Положением о государственном пожарном надзоре в СССР». Постановление о приостановлении строительства объекта, как крайняя мера, выносится в тех случаях, когда при обследовании выявлены грубые нарушения правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ, несущие в себе явную угрозу пожара, взрыва, гибели людей, больших материальных потерь. Постановление о приостановлении строительства действует до устранения строительной организацией нарушений норм и правил пожарной безопасности, явившихся основанием для вынесения такого постановления. О вынесении постановления на приостановление строительства следует информировать в необходимых случаях органы прокуратуры, госархстройконтроля, народного контроля, отделение строй-банка, заказчика. Следует особо отмстить право сотрудника госпожнадзора немедленно прекращать в процессе пожарно-технического обследования строительства (путем наложения пломбы) эксплуатацию отдельных аппаратов, отопительных приборов, участков электросети, создающих непосредственную угрозу возникновения пожара. |
© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование Поддержка сайта: rcsz-tcc.ru@r01-service.ru +7(495)795-01-39, номер 607919 |