+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Учебно-методический сбор 

0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9


МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

СТАЖИРОВКА В ГАМБУРГЕ

Курсант Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Дмитрий Ушинский проходил практику в пожарной охране г. Гамбурга - исполнял обязанности рядового пожарного в составе первой дежурной смены пожарно-спа-сательной части Вандсбек, посещал занятия в Школе пожарной охраны г. Гамбурга. Получил сертификат гамбургской пожарной охраны. Во время практики вел дневник. Вот отдельные выдержки из него.

ДЕНЬВТОРОЙ

Смена дежурных смен производится в 7 утра, в то же самое время, что и у нас (а у нас в это время 9).

Завтрак - шведский стол: хочешь -сыр, хочешь - колбасу. А не хочешь -бери то, что тебе приглянулось...

После завтрака поехали в LFS (Государственная Школа пожарной охраны г. Гамбурга). Меня повели по LFS (знакомые все места, я их изучил еще до поездки по видеоматериалам).

Потом меня отвезли в магазин пожарной и полицейской амуниции. Купили мне сапоги со стальными носами. Затем в U-Bahnhof (станция метрополитена) купили мне карточку и отвезли в F21 (пожарно-спасательная часть Вандсбек). Выдали боевку, шлем и краги.

Впервые выехал по сигналу. Сначала едет микроавтобус с начальником команды, затем пожарная автоцистерна и АЛ. Мы приехали, а нас уже ждала полиция. Вместе с полицией открыли подвал - ничего, поднялись выше - ничего, оказалось, сработала автоматическая сигнализация на подгоревшую пищу. Отбой...

ДНИ ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ

Итак, меня определили в 1 -й караул (Schicht; Feuerwehrwachabteilung). Первое заступление на сутки. Я в роли пожарного на HLF 2 (это оперативная АЦ, которая одна ездит на все незначительные вызовы). Первый вызов: птица в вентиляционной шахте. Приезжаем - не знаем, что делать, хозяева сняли решетку с шахты вентиляции и пытались протолкнуть птицу вниз. Потом достали пылесос и засосали бедного воробья в мешок с пылью. Воробей не выдержал таких испытаний. Следующий вызов: мопед в пруду. Подцепили боковую панель вилами, она оторвалась, в результате на водной глади стало образовываться бензиновое пятно. Вытащили. Вернулись в часть. Обед: рис с мясом и соусом настолько острым, что я не смог съесть все.

Ночной вызов (4.30). Я открыл глаза и увидел на табло три мигающих красных лампочки: HLF 1, HLF 2, DL (автоле-стница). Происшествие превзошло все мои ожидания - ДТП. Такси, въехавшее в дерево, да так, что двигатель был на коленях у водителя, а весь капот «вплю-щен» в салон. Одно из колес отлетело

метров на 50. После этого еще говорят про подушку безопасности! Кстати, она была разорвана в клочья. Из машины извлекли приборную доску (это был не автобан, а проселочная дорога с однополосным движением в каждую сторону): на спидометре стрелка застыла на -125! Срезав крышу и удалив двигатель с колен (ближе к 6 утра), коллеги вынули тело водителя и уложили в белый полиэтиленовый пакет. На этом работа пожарных и спасателей была окончена, далее работала полиция.

ДЕНЬПЯТЫЙ

...Стал ездить вместе с Rettungsdienst (службаспасения). Надел белую рубашку и белые штаны, причем на каждое заступление выдается свежий комплект. Напоминает нашу «скорую помощь». Итак, первый выезд, он оказался ложным, в отличие от всех остальных. Выезжали для оказания помощи: пожилого дядьку ужалила в шею оса; сердечный приступ; женщина ударилась головой о стеклянный стол; необъятных размеров женщина задыхалась (наверное, астма). Во всех случаях последовательность действий одна и та же: капельница (с NaCI) - в вену, измерение давления, снятие ЭКГ и транспортировка в

больницу. Один вызов RTW (карета«скорой помощи») стоит -220 евро, которые платят страховые компании (у всех немцев есть подлинное обязательное медицинское страхование).

ДЕНЬСЕДЬМОЙ

Опять 1-й караул...

Выезжали на HLF 2 открывать дверь (никаких топоров, ломов и других ломающих инструментов!). Очень элегантная, простая и удобная «открывашка» для дверей: надавил на дверь, подсунул «открывашку», опустил ее до щеколды и рычагом вскрыл дверь. Очень просто и быстро (правда, если дверь просто захлопнута, закрыта на щеколду, а если - на замок?).

ДЕНЬДЕВЯТЫЙ

Ездил на пожарном корабле по акватории порта. На палубе прохладно. Порту них очень большой, увидел невероятных размеров корабли и «навороченные», по последнему слову техники, доки...

ДЕНЬДЕСЯТЫЙ

...Выезжал с HLF 2 на вызов: маленький мальчик качался на качелях со спинкой, и непонятно каким образом его шея оказалась между спин-


П0дЖ°Е 11/2007



МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

кой и сиденьем. Самостоятельно выбраться он уже не мог. Отвернув спинку качелей и освободив мальчика, мы поехали домой.

ДЕНЬТРИНАДЦАТЫЙ

После 15.00 с 1 .WA (дежурный караул) на HLF 2. Поехали играть в футбол. В 17.30 вызов: гориттипография! Приезжаем на место вызова. Весь персонал типографии на улице, сама типография закрыта. На тушение пожара (в здании типографии) сработала или была включена установка газового пожаротушения, которая потушила пожар. Нам лишь пришлось проветривать здание в течение часа.

Вернувшись в часть, поужинали, я отправился спать. Только лег в кровать - тревога: HLF 1, HLF 2, DL, KLF (автомобиль начальника караула). Приезжаем: многоярусный паркинг. На первом этаже горит легковой автомобиль. Силами HLF 1 пожар был локализован и ликвидирован. Стоит отметить, что ствольщик и подствольщик работали в СИЗОД, так как было достаточно сильное задымление.

ДЕНЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ

С утра поехали в F 35 (пожарно-спа-сательная часть Финкенвердер) надень открытых дверей. Там была продемонстрирована техника: «АЛ-КП» нового поколения не только поднимается вверх, но может даже опускаться (например, подмоет), пожарно-спасатель-ная лодка также была старая, музейная АЦ (MERCEDES). Прокатились на спасательном катере. Была продемонстрирована техника эвакуации пострадавшего из автомобиля после ДТП. Затем - тушение морского судна.

ДЕНЬ СЕМНАДЦАТЫЙ

Заступил опять с 1 .WA на HLF 2. В общем, ничего особенного не было весь день. А вот вечером случился вызов по автоматическому номеру: сработал пожарный извещатель в доме для престарелых.

По приезде ничего особенного, при входе в вестибюль чувствовался легкий запах, похожий на запах горящей бумаги. При подъеме на второй этаж запах становился сильнее, но выше второго этажа запаха не было. Около 30 минут искали источник запаха: и снаружи, и внутри, - но ничего не смогли найти. И только при повторном обследовании второго этажа внимание привлек горшок с геранью - именно он и оказался источником запаха (и тепла). Кто-то из персонала или постояльцев покурил и, не потушив сигарету, бросил (тлеющий) бычок в горшок - так начал тлеть торф.

ДЕНЬДЕВЯТНАДЦАТЫЙ

Утром меня отвезли в LFS, где я пробыл весь день. Там я присутствовал на практическом занятии. Суть занятия состояла в следующем - отделение в

составе звена (два человека), отвечающего за водоснабжение, звена ГДЗС (два бойца), звена прокладки рукавных линий (два бойца), а также водителя и командира пожарного автомобиля. Maschinist (1) прибывает на место условного пожара, где произвел опрос пострадавшего, отдал приказания и передал сообщение о происходящем на ЕДДС («Florian Hamburg*).

После обеда я смотрел на то, как снимают документальный фильм о тушении пожара на корабле «Мхе». Шел проливной дождь с громом и молнией.

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ

Поездка в аэропорт, вернее, пожарную часть, которая обслуживает аэропорт. По сравнению с частью, которая обслуживает у нас Пулково, впечатляет.

Мне были продемонстрированы следующие автомобили: автотрап, который подходит для всех типов самолетов, на нем установлен насос высокого давления, а справа и слева от трапа две катушки со шлангами по 60 м, с собой он вывозит 2 т воды и 200 л пены. АЦ со всякими «наворотами»: воды 4т, 400 л пены. RTW, схожий с теми, что стоят на вооружении в городе. KLF со всякими «наворотами» (факс, ноутбук). А также 4 пожарных АЦ, которые в следующем году будут списаны. У немцев все жестко: сказано, автомобиль должен через 10 лет быть списан, значит, так и будет, несмотря на его хорошее состояние.

Ночью выезжал весь Loschzug: горела какая-то тряпка в туалете, относящемся к стадиону.

ДЕНЬДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ

Заступил с 1 .WA на HLF 2. Не успели заступить, как вызов: грузовик застрял под мостом. Приезжаем на место вызова: полиция разбирается с водителем.

Мостов было два, под первым грузовик проскочил, а под вторым застрял.

По ту и другую сторону от мостов висели предупредительные знаки о высоте моста (3 м, хотя мосты были по 3,4 м). Даже спустив колеса, машину не удалось вызволить из плена. В конечном итоге грузовик при помощи HLF вытащили из-под мостов.

Следующий вызов: горит палатка возле детского сада. Когда приехали, от палатки стоял только алюминиевый каркас: добровольная пожарная охрана потушила палатку при помощи переносного водного огнетушителя.

ДЕНЬДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ

Занятия в Flash-Over-Container (теплодымокамере)...

Да, испытание не для слабонервных. Сначала долго ждали, пока как следует растопится. Оделись, экипировались, включились в звено ГДЗС. Вошли в контейнер, сразу сели на корточки и поползли. Сначала вроде

ничего, а потом такой жар. Больше всего страдали колени (пол металлический) и затылок(резиновый ремешок от маски).

В первом заходе я был наблюдателем, во втором участником. Задача была такова: сначала найти куклу, а потом справиться с огнем (один га-зодымозащитник открывает дверь, за которой пламя, другой делает три выстрела из ствола, и дверь тут же закрывают). Все вместе длится около 20 минут, но после этого нужно еще минут 30 приходить в себя.

Еще показали пробежку пламени. Очень красивое явление. В печке поджигают деревянные поддоны, дожидаются, когда нагреется до определенной температуры, закрывают печь (чтобы туда не поступал кислород). Через некоторое время ее открывают, оттуда валит дым (СО), а по нему бежит пламя.

ПОСТСКРИПТУМ

Как видно из дневника, во время практики не было происшествий с тяжелыми последствиями. Чрезвычайные ситуации в городе возникают, слава Богу, исключительно редко. Когда в 2006 году в Германии произошел несчастный случай, повлекший гибель двух пожарных, было проведено расследование. Результатом стало издание брошюры с выводами по данному факту. Брошюра была разослана по всем подразделениям пожарной охраны страны для тщательного ознакомления с подробностями этого происшествия.

Нужно сказать, что перед завершением дежурства пожарные готовят закрепленную за ними территорию и технику не по принципу «лишь бы сдать». Педантичность и скрупулезность присутствуют во всем. А новая смена испытывает технику в полном объеме. Открываются ворота гаражей, все машины выезжают на улицу. Разворачиваются автолестницы, проверяется работоспособность гидравлического инструмента, оборудования и вооружения.

Показательно, что на Дне открытых дверей в пожарно-спасательной части Финкенвердер была отведена специальная площадка для детей дошкольного возраста. Малышам предлагалось потушить условный пожар. Для этого была проложена рабочая рукавная линия малого диаметра, всего 13 мм, и соответствующий небольшой ствол. Несмотря на миниатюрность пожарного оборудования, струя воды била на расстояние около 4-5 метров. Разумеется, самым маленьким, которым было от 1 года до 3 лет, направлять ствол и тушить помогал пожарный.

Д. УШИНСКИЙ, курсант Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

11/2007 П°дас?0Е




ЭКОНОМИКА И ПОЖАРЫ

Публикуемая статья представляет собой часть широкомасштабного исследования проблемы «человечество и пожары», проведенного авторами за последние несколько лет.

Известно, что из-за пожаров в мире ежегодно уничтожаются сотни тысяч зданий, сооружений, транспортных средств, огромное количество гектаров леса и другие материальные и духовные ценности, гибнут десятки тысяч людей, жизнь которых тоже имеет экономический эквивалент, тратятся значительные средства на борьбу с пожарами. Иными словами, пожары оказывают заметное влияние на мировую экономику, имеют определенную «стоимость».

Достаточно вспомнить, например, что в декабре 2005 года в Великобритании произошел самый большой взрыв и пожар со времен Второй мировой войны на хранилище горючего в Бансфилде. Были не только разрушены и повреждены на большой площади установки и сооружения хранилища, потеряно огромное количество горючего, но и нанесен большой ущерб окружающей среде. Материальные потери от этой катастрофы превысили 80 млн. фунтов стерлингов (более 150 млн. американских долларов).

Всемирный Центр пожарной статистики (ВЦПС) разработал удобную, на наш взгляд, схему экономико-статистической оценки «стоимости» пожаров, учитывающую как общественные потери от пожаров (прямой и косвенный ущербы), так и затраты на борьбу с ними (стоимость содержания пожарной охраны, компаний страхования от пожаров и систем противопожарной защиты (ППЗ) зданий и сооружений). Всеэти величины для удобства сравнения выражают в долях валового национального продукта (ВНП) каждой страны.

Обобщение результатов многолетних исследований ВЦПС (за 1970-1999 годы) позволило нам дать следующую экономико-статистическую оценку «стоимости» пожаров в современном мире (табл. 1).

Из таблицы 1, в частности, следует (нижняя строка), что средняя суммарная «стоимость» пожаров для указанных 24 стран составила 0,8% ВНП. Если учесть экономические оценки гибели и травмирования людей при пожарах, а также дополнительную суммарную стоимость научных исследований в области по-

жарной безопасности, выпуск по-жарно-технической литературы и проч., то общая «стоимость» пожаров составит около 1% ВНП в каждой стране.

Заметим, что именно по суммарной «стоимости» пожаров и проран-жированы страны в таблице 1.

ми (С3+С4+С5) в среднем более чем в 2 раза превышали потери от них (С,+С?). Для отдельных стран (Япония, США, Канада) значения этого показателя были существенно выше (см. правый столбец табл.1).

В таблице 2 приведены аналогичные данные для 14 стран, ус-

Таблица 1

Экономико-статистические оценки «стоимости» пожаров (средние показатели за 1970-1999 гг.)

Стран»

Стоимость в долях ВНП ( % )

ZCi i-1

Затраты/ Потер, (C.+C.+C,)/ (С+С,)

Прямой

ущерб

Косвен, ущерб

Содержание пожарной охраны

ППЗ зданий

Страхован»

бельгия

0.43

0.113

0,16

0.21

0,26

1.173

дания

0,048

0,41

0.12

0,968

II. ,„,-,»

0.33

0.019

0,14

0.13

0,949

люксембург

0.53

0.133

0.09

0.17

0.923

канада

0.022

0.26

0.27

0,14

0.892

швейцария

0,18

0,079

0.11

0.37

0,15

0,889

0,18

0.012

0.08

0.862

великобритания

0.19

0.044

0.25

0.17

0.14

0.794

новая зеландия

0.25

0.17

0.16

0,21

0.790

1,9»

/-Ни: 14

0,12

0,016

0,23

0.11

0.786

нидерланды

0,19

0.031

0,16

0.15

0.751

швеция

0.23

0.019

0.23

0,16

0.07

0.709

сингапур

0.09

0.03

0,55

0.03

0.700

4,7*

венгрия

0.029

0.56

0.01

0,699

чехия

0.09

0.037

0.18

0.01

0.677

Италия

0.21

0.015

0,06

0.06

0,675

франция

0,24

0.043

0,08

0.15

0.12

0,633

оннляндпя

0.19

0.022

0.06

0.472

австрия

0.19

0.029

0.11

0.14

0.469

словения

0.09

0.016

0.06

0.13

0.08

0376

германия

0,18

0.036

0.07

0.08

0.366

польша

0.13

0,19

0320

австралия

0.25

0.250

испания

0,15

0.05

0,200

среднее

0.21

0.04

0,16

0.28

0.11

0.800

Введенный нами показатель«зат- редненные за 2000-2002 годы,

раты/потери» для всей совокупности Если сравнить нижние итоговые

стран равен 2,2. Это означает, что в строки табл. 1,2, то нетрудно за-

последней трети XX века в каждой метить, что средний суммарный

стране затраты на борьбу с пожара- ущерб от пожаров в последней

дЕгГЕ 11/2007



0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919